Морская дубина для НАТО: куда отправятся новейшие корабли российского флота
Военные моряки – особая каста служивых людей. Долгие месяцы разлуки с домом и родными, дальние походы, ответственные задачи – выдержать эти испытания по силам только по-настоящему влюбленным в море людям, романтикам флота. У них своя, особая система координат, свои привычки, ритуалы, традиции. Свой порядок приоритетов и ценностей и даже исключительно свой, понятный только людям из их «закрытого клуба», профессиональный язык.
Военно-морскому флоту России в этом году исполняется ни много ни мало 320 лет. В 1696 году Боярская дума по представлению Петра I постановила: «Морским судам быть». Создание регулярного военного флота в России было вызвано без преувеличения исторической закономерностью. Необходимо было преодолеть изолированность от морских путей, которая на рубеже XVII–XVIII веков стала главным препятствием для развития русского государства. Первой постоянной «группировкой» морских сил стал Азовский флот, который собрали из кораблей и судов, построенных зимой 1695–1696 годов. Именно эти силы участвовали в штурме турецкой крепости Азов.
В рамках Морской доктрины
России предопределено быть на море. Ее берега омывают 13 морей: по этому показателю наша страна – первая в мире. Протяженность российских морских границ – без малого 39 тысяч километров, и это тоже – один из признанных мировых рекордов. Целями национальной морской политики России, зафиксированными в Морской доктрине РФ, являются «реализация и защита национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, укрепление позиций нашей страны среди ведущих морских держав».
Военно-морской флот составляет основу морского потенциала России. Сегодня это полноценный вид вооруженных сил. Приоритетная задача ВМФ заключается в защите интересов страны, а также в ведении боевых действий на морских и океанских театрах войны. Боевая мощь ВМФ, которую признают даже сторонние аналитики, позволяет наносить ядерные удары по объектам противника, уничтожать группировки его флотов в море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации. Силы ВМФ в состоянии оказывать поддержку Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника.
Сегодня, даже в пору всеобщей информационной открытости, немногое известно о других повседневных задачах ВМФ. Например, где флот обеспечивает боевое патрулирование и боевое дежурство ракетных подводных лодок стратегического назначения, которые – так определено оперативными планами – находятся в готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника. Эта задача выполняется нашими военными моряками непрерывно, круглогодично, круглосуточно. Не относится к разряду открытых и информация о том, где и как силы ВМФ ведут поиск атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок вероятного противника, как обеспечивают слежение за ними на маршрутах. К слову, такое же наблюдение организовано и за авианосными и другими корабельными ударными группировками в районах их боевого маневрирования.
Черноморское усиление
В последние годы месяца не проходит, чтобы ленты информагентств не пополнились очередной новостью о закладке нового корабля для российского флота, подводной лодки или судна обеспечения. С завидной регулярностью проходят спуски на воду, ввод в строй новых боевых единиц. Как же это контрастирует с временами начала и середины 1990-х, когда, казалось, флот доживает свои последние дни, когда уже не было сомнений, что о грандиозных морских планах России придется забыть...
В нынешний день Военно-морского флота на рейд Севастопольской бухты в парадном строю впервые выйдут совершенно новые, введенные лишь недавно в строй корабли Черноморского флота. В их числе – новейший фрегат «Адмирал Григорович», который недавно торжественно встретили после межфлотского перехода с Балтики на Черное море.
Событие это без преувеличения уникальное, ведь это первый надводный корабль дальней морской зоны, который флот получил за последние 35 лет. Экипаж полностью завершил программу государственных испытаний, и 11 марта на фрегате был поднят военно-морской флаг России. При этом свою готовность к выполнению задач по предназначению в море «Адмирал Григорович» подтвердил в период пребывания в составе постоянной группировки ВМФ в Средиземном море. Стоит сказать, что «фрегатный строй» российского ВМФ в перспективе пополнят корабли этого класса, уже получившие названия «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко». Их строительство сейчас ведется на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.
Усилит боевую мощь ЧФ и новый сторожевой корабль «Адмирал Эссен». Нынешним летом на нем был поднят Андреевский флаг. Сторожевик уже включен в состав соединения надводных кораблей, он также прошел весь комплекс заводских ходовых и государственных испытаний на морских полигонах Балтийского и Северного флотов с прохождением более 20 тысяч миль. Были выполнены десятки ракетных, зенитных, артиллерийских и торпедных стрельб, в том числе из комплексов «Калибр-НК» и «Штиль», артиллерийских установок А-190 и АК-630, реактивно-бомбовых установок РБУ-6000, торпедного оружия.
Бесшумные покорители глубин
Строительство новых подводных лодок – процесс, о котором еще 15–20 лет назад говорили как о чем-то нереальном. «Куда нам до новых субмарин с нашими-то долгами!» – услышал как-то автор этих строк на одном из совещаний в Минфине в середине 1990-х годов. Средств государства, по сути, в тот период хватало только на поддержание в работоспособном состоянии уже существующих подводных кораблей, на обеспечение их самого необходимого обслуживания и проведение текущего ремонта.
Нынче ситуация изменилась в корне. Не так давно состоялся торжественный спуск на воду очередной дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Колпино». Об этих подводных кораблях «Звезда» уже рассказывала: их называют «черными дырами в океане» из-за феноменальных способностей по незаметному передвижению под водой. Лодки этого проекта имеют новейший инерциальный навигационный комплекс, современную автоматизированную информационно-управляющую систему, высокоточное ракетное оружие. Заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков считает, что лодки проекта 636.3 позволят флоту успешно решать задачи как в ближней, так и в дальней морских зонах, одиночно и в составе разнородных группировок.
«В них воплощены лучшие достижения и технические решения отечественного подводного кораблестроения. Это касается скрытности, надежности, маневренности и ударного потенциала», – подчеркивает адмирал. К слову, Главным командованием ВМФ принято решение о строительстве следующей серии подлодок проекта 636.3 уже для Тихоокеанского флота (прежние субмарины поступили на ЧФ). Четыре лодки уже вошли в состав Черноморского флота, пятый корабль серии 636.3 – «Великий Новгород» – сейчас готовится к выходу на заводские ходовые испытания.
Развивается и атомное «субмариностроение». В канун нынешнего Дня ВМФ в Северодвинске состоялась торжественная церемония закладки многоцелевой атомной подводной лодки проекта «Ясень-М». Приказом главкома ей присвоено наименование «Пермь». Субмарина является пятой по счету и четвертой серийной подводной лодкой проекта 885. Головная лодка этого проекта «Северодвинск» (проект «Ясень») принята в состав подводных сил ВМФ в июне 2014 года, АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск» находятся на различных этапах строительства.
От мала до велика
В ВМФ взят курс на обновление по всей номенклатуре боевого состава. Так, в рамках гособоронзаказа заключены контракты на поставку быстроходных патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и рейдовых буксиров специального назначения проекта 16609. «Раптор» – это катера прибрежной зоны, их используют для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. Рейдовый буксир предназначен для буксировочных и кантовочных операций в порту, на рейдах и прибрежных районах, для снятия с мели кораблей и судов, тушения пожаров, перевозки грузов.
Именно «малое кораблестроение» позволило возродить, обеспечить заказами судостроительный завод «Море» в Феодосии, фактически уничтоженный украинскими властями. Здесь заложен малый ракетный корабль нового поколения, спроектированный Центральным морским проектно-конструкторским бюро «Алмаз». Водоизмещение корабля составляет около 800 тонн, он развивает скорость свыше 30 узлов, оснащен комплексом высокоточного ракетного оружия и современным артиллерийским вооружением. Корабль сможет выполнять задачи в морской зоне на удалении от баз около три тысяч миль.
Нельзя не сказать и о том, что в последнее время значительно усилен вспомогательный состав флота. В этом году в Санкт-Петербурге спущен на воду ледокол нового поколения «Илья Муромец». Он предназначен для обеспечения действий арктической группировки ВМФ России. «Илья Муромец» стал первым ледоколом за 45 лет, строящимся в интересах Военно-морского флота. Ледокол способен самостоятельно выполнять ледовую проводку боевых кораблей и судов, производить буксирное обеспечение в приарктических морях.
«Спуск на воду ледокола – знаковое и значимое событие впервые за несколько десятилетий, – подчеркивает главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. – Реализация новейших российских технологий при строительстве кораблей ледового класса для ВМФ позволяет сделать вывод о том, что школа отечественного военного кораблестроения сохранила и развивает свой потенциал в этой сфере. ВМФ рассчитывает, что и в дальнейшем все технические требования, предъявляемые к промышленности при строительстве кораблей Арктической зоны, будут выполнены качественно и в срок».
Курсом лидерства
Всего, по словам адмирала Владимира Королева, в состав ВМФ России в период до 2018 года планируется дополнительно ввести более 50 кораблей, что позволит усилить группировки, в том числе межвидовые, практически на всех стратегических направлениях. Это позволит поддерживать требуемый уровень присутствия боевых кораблей в Мировом океане, совершенствовать боевую выучку экипажей морской авиации (только в нынешнем летнем периоде обучения спланировано свыше полутора десятков летно-тактических учений эскадрилий, полков и авиабаз), осваивать Арктическую зону, на гарантированном уровне эффективности поддерживать численный состав Средиземноморской группировки кораблей. К слову, сегодня задачи военно-морского присутствия в различных районах Мирового океана выполняют около полусотни боевых кораблей российского Военно-морского флота.
Не так давно влиятельный американский журнал The National Interest опубликовал выдержки из доклада Управления морской разведки США. В нем сделан однозначный вывод: ВМФ России всего через 10–15 лет станет «флотом XXI века». Как пишет издание, в России, помимо новейших разработок, совершенствуются наиболее удачные экземпляры техники советских времен. В целом это открывает новый этап в развитии ВМФ РФ.
«В некотором смысле ВМФ России будет представлять даже большую угрозу, чем флот во времена СССР», – подчеркивается в публикации. Важным элементом обновления ВМФ РФ, по мнению американских аналитиков, является новый класс атомных подводных лодок проекта «Борей». Минобороны России планирует к 2020 году принять на вооружение восемь субмарин этого класса, что обеспечит российскому флоту возможность действовать в любой точке Мирового океана на многие годы вперед.
Автор: Дмитрий Сергеев, Министерство обороны РФ