Уничтожить на расстоянии: невероятные возможности новых российских авиабомб
Номенклатура авиационных средств поражения в перспективе может претерпеть некоторые изменения. В частности, конструкция авиабомб, применяемых самолетами Воздушно-космических сил России, дополнится неконтактными взрывателями. Применение этих устройств, отмечают разработчики, позволит повысить радиус поражения объектов и сил противника, а также даст большую эффективность применения боезаряда.
О том, что на базе Новосибирского научно-исследовательского института электронных приборов (НИИЭП) ведутся предварительные испытания взрывателей для авиабомб нового класса, сообщил на минувшей неделе АО «Научно-производственный концерн «Технологии машиностроения» (НПК «Техмаш») Сергей Русаков. По его словам, новая бомба значительно превосходит по своим параметрам боеприпасы, находящиеся на вооружении российской авиации, комплектуемые обычными контактными взрывателями.
«Институт уже готовится к запуску изделия в серийное производство. Думаю, что в ближайшее время авиабомбы нового поколения поступят на вооружение российской армии», – подчеркнул Сергей Русаков.
От идеи – к воплощению
Характеристики нового устройства, как и многих других современных разработок для отечественной оборонки, естественно, пока находятся под грифом «секретно». Вместе с тем в пресс-службе НИИЭП рассказали, что наиболее сложная задача при создании взрывателя нового типа заключалась в обеспечении его защиты и работоспособности в условиях воздействия повышенной температуры. Таковая возникала в результате так называемого кинетического нагрева – при транспортировании боеприпаса на внешней подвеске носителя (крыльевых пилонах бомбардировщика). Дело в том, что обеспечить требуемые эксплуатационные характеристики авиабомбы необходимо было не только на всем диапазоне высот полета, но и на сверхзвуковых скоростях.
Кроме того, конструкторам нужно было добиться помехозащищенности в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия, а также обеспечить соблюдение заданных требований безопасности в ходе транспортировки бомбы на самолете.
Решение оказалось простым. Для обеспечения защиты узлов взрывателя от теплового нагрева был разработан теплозащитный колпак боеприпаса оригинальной конструкции. После отделения авиабомбы от самолета он попросту сбрасывался. При этом, несмотря на простоту решения, процесс отработки конструкции колпака, а также изготовление уникальных прессформ для производства корпусов указанного защитного устройства из специального термоустойчивого материала занял несколько лет. На днях гендиректор АО «НИИЭП» Амир Алямов проинформировал об успешном завершении испытаний нового устройства.
«Изделия готовятся к запуску в производство», – отметил глава предприятия, добавив, что авиабомбы нового поколения, оснащенные неконтактным взрывателем, уже в скором времени поступят на вооружение ВКС.
К слову, то, что взрыватели серийно будут выпускаться именно на базе НИИЭП – закономерно. Институт обладает не только мощным научно-техническим потенциалом, но и собственным производством. В целом, это российское предприятие считается ведущим в области создания систем ближней локации, а также бортовых вычислительных машин и автоматики для различных систем вооружения и военной техники – от высокоточного ракетного и торпедного оружия до средств массового поражения.
Именно здесь создавались комплектующие для ЗРК «Круг», «Шторм», «С-300», «Тор», «Кинжал» и ряда других. В активе инженеров НИИЭП создание изделий, обеспечивающих применение оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка-У», «Искандер-М», реактивных систем залпового огня «Град-М», «Смерч», «Торнадо». Авиационная часть исследований института представлена оборудованием, позволяющим осуществлять запуски и боевое применение авиационных ракет К-73, К-77, Х-59У, а также авиабомб семейства ОФАБ и КАБ.
Взрыв на расстоянии
Авиационные неконтактные взрыватели обеспечивают приведение в действие боевого снаряжения боеприпаса без его соприкосновения с целью. Отличительной особенностью является срабатывание датчика в результате реакции на физическое поле поражаемого объекта. На практике это выглядит следующим образом: при подлете к заданному объекту команда на подрыв бомбы подается под действием энергии, которую излучает или отражает цель. Именно так обеспечивается взрыв боеприпаса на удалении от цели, что в отдельных случаях дает более широкие возможности по ее поражению.
В частности, нанесение удара сверху и на расстоянии эффективно при нахождении живой силы в укрытиях - траншеях или обвалованиях. Поражающие элементы боеприпаса (например, авиационной бомбы осколочно-фугасного типа) в случае такого приземного удара (его еще называют надповерхностным) как бы «рассеиваются» над объектом, обеспечивая максимальный охват зоны поражения. Аналогичный эффект целесообразен при применении боеприпасов объемного взрыва, когда подрывается взрывчатое вещество, распыленное в воздухе.
Как отмечают специалисты, если дожидаться удара такой бомбы или артиллерийского снаряда о препятствие (например, поверхность земли), то эффект будет ниже, так как площадь рассеивания подрываемого вещества окажется меньше.
В целом, принцип действия неконтактных взрывателей может основываться на целом ряде факторов. Например, подрыв авиабомбы может происходить при прохождении определенной высоты во время падения: такие параметры программируются заранее. Неконтактный взрыватель может также быть применен в случае достижения заданных координат цели (речь идет о самоприцеливающихся боеприпасах). А скажем, для управляемых ракет класса «воздух – воздух» неконтактные взрыватели в известной мере компенсируют недостатки систем наведения, которые могут не обеспечить прямое попадание ракеты в цель. Стоит отметить и еще одну важную роль взрывателя неконтактного типа: в случае несостоявшегося применения боеприпаса он дает команду на его самоликвидацию.
«Взрывные» радиоволны
Одними из первых неконтактных взрывателей были так называемые радиовзрыватели, устанавливаемые на артиллерийских снарядах. Подрыв боевой части боеприпаса также обеспечивался здесь на расстоянии, без контакта с целью. Данный тип устройства был впервые разработан в начале 1940-х годов союзниками по Антигитлеровской коалиции - британскими и американскими учеными. Во время испытаний было установлено, что применение такого типа взрывателя существенно повышает действенность нанесения удара по движущимся или находящимся в укрытии целям. Устройство широко использовалось в армиях союзников во время Второй мировой войны.
Тот, первый радиовзрыватель, состоял из радиопередатчика и приемника радиосигнала, причем приемопередающей антенной выступал сам корпус взрывателя. При выстреле из орудия передатчик, установленный на снаряде, начинал излучать радиоволны. На определенном расстоянии от цели сигнал приводил к срабатыванию электродетонатора боеприпаса, который и подрывал его. Снаряды, оснащенные радиовзрывателями, активно использовались в зенитных орудиях и применялись для борьбы с «Фау-1» при налетах на Англию. Эффективность поражения ракет в воздухе за счет разброса поражающих элементов зенитных снарядов в воздухе повысилась в разы.
Автору этих строк уже в наше время доводилось встречаться с применением радиовзрывателей. Речь идет о подрыве самодельных взрывных устройств (фугасов), управляемых по радиосигналу, которые устанавливали боевики незаконных вооруженных формирований в Чечне. Одно время подрывы транспортов федеральных войск стали настолько серьезной проблемой для командования Объединенной группировки, что было решено обеспечить сопровождение военных колонн специальными автомашинами с установленной в них аппаратурой глушения радиосигнала. Оборудование не занимало много места (в ряде случаев оно транспортировалась в обычном армейском УАЗе), а блокирование сигнала радиовзрывателя обеспечивалось устойчиво и на всем протяжении маршрута движения колонн.
С элементами высокоточного оружия
Новое слово в неконтактном подрыве боеприпасов – лазер. Конечно, боевикам с их самопальными фугасами до подобных технологий далеко, а вот серьезные производители вооружений давно осваивают такую методику. Есть мнение, что новые взрыватели для российских авиабомб могут быть основаны именно на данном способе применения. Тем более что автор нового неконтактного взрывателя – упомянутый выше НИИЭП – давно и целенаправленно занимается лазерной тематикой. Его лазерные технологии также были апробированы в современных системах вооружения.
По мнению бывших военных летчиков, с которыми автору этой публикации довелось пообщаться во время подготовки материала, новые системы неконтактного подрыва авиабомб должны, несомненно, улучшить боевые свойства средств воздушного поражения. Тем более что некоторые из них и без того имеют высокий потенциал – как по точности нанесения удара, так и по боевой мощи. К примеру, российские авиабомбы семейства КАБ (корректируемые авиационные) не зря причисляют к разряду высокоточного оружия.
Их применение позволяет самолетам-носителям не входить в зону поражения сил ПВО противника. Бомба КАБ-500Л оснащена лазерной головкой самонаведения и наводится на цель по отраженному лазерному сигналу. А КАБ-500С оснащена аппаратурой спутникового наведения, что позволяет применять ее по принципу «сбросил-забыл». Многие кадры нынешних результативных бомбардировок объектов террористов в Сирии, выполненных российскими ВКС, - результат успешного применения как раз корректируемых авиационных боеприпасов.
Перспективы имеет и применение авиационных неконтактных взрывателей на бомбах типа ОФАБ. Тем более что в некоторых образцах подобный принцип уже воплощен в реальность. Например, в противотанковой авиационной бомбе, предназначенной для поражения бронированных объектов, взрыв кумулятивной струи происходит на расстоянии, называемом фокусным. Для дистанционного подрыва такие бомбы оснащены взрывателем с датчиком цели.
Автор: Дмитрий Сергеев