Добровольно-принудительные поборы: как не разориться, собирая ребенка в школу
Сборы денег со школьников, а вернее с их родителей, на различные нужды в той или иной степени присутствовали всегда. Сайт «Звезды» решил узнать мнение экспертов, действительно ли проблема столь велика, а также на что имеют право школы собирать деньги, а на что нет.
В СМИ сообщения о скандалах, связанных с добровольно-принудительными пожертвованиями, появляются регулярно. Вот лишь несколько примеров за последнее время: в Брянске якобы с родителей учеников незаконно брали деньги за питание, в Самаре (опять же якобы) родителей первоклассников заставляли платить за новый линолеум, дополнительные кружки, проектор и ноутбук, а в Челябинске (снова якобы) просто собирали по 300 рублей в месяц на «нужды школы».
По мнению экспертов, в данном вопросе необходимо разделять потребности школы и потребности родителей. Первое, к примеру сборы на нужды класса или оборудование, подчеркивают специалисты, незаконно.
«По закону все необходимое оборудование, связанное с осуществлением образовательной деятельности, должен оплачивать учредитель образовательной организации, то есть администрация района или города в зависимости от района, города, где школа находится», – рассказал в комментарии «Звезде» сопредседатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов.
Что касается инициатив, фиксируемых на родительском собрании, к примеру экскурсий, к таким решениям непосредственно школа отношения не имеет, добавил он.
«Школа может только инициировать этот вопрос, но принятие решения остается за родителями. Такого рода решения не могут считаться незаконными. Все, что касается инициативных вещей, регулируется договором самих родителей. Если в классе есть инициативное ядро родителей, которые хотят, чтобы у их детей что-то происходило в этой жизни, то вполне возможно возникновение сборов внутри классов или школы, которые какая-то часть родителей не будет приветствовать. И вот это – поле для конфликтов», – предупредил Богданов.
«Тут уже вопрос умения организовать работу в классе, потому что, конечно, плохо, когда на экскурсию едет только часть детей, но далеко не у всех родителей есть на это возможность», – сделал вывод эксперт, отметив, что решить этот тонкий вопрос можно только путем поиска компромиссов.
В ситуации, когда очевидна незаконность требований, продолжил Богданов, следует обращаться в прокуратуру. Бояться в данном случае не стоит, уверен специалист, поскольку подобного рода проверки заканчиваются, как правило, в пользу родителей. Богданов особо подчеркнул, что при этом чаще всего все заявления о поборах относятся не к требованиям администраций школ, а к неумению договориться внутри класса.
Юрист Роман Валуйкин, в свою очередь, констатировал, что поборы в школах действительно есть, причем это ни для кого не секрет, а учителя на данную проблему, по его мнению, смотрят сквозь пальцы, стараясь дистанцироваться от вопроса и перекладывая ответственность на родительские комитеты.
«Но совершенно четко родительские комитеты получают цифры, которые необходимы для школы на то-то и на то-то – мебель, учебники, охрану. Понятно, что родительский комитет по деньгам взаимодействует с учителями – это первое нарушение. Но мы-то понимаем, что образование у нас бесплатное, это и в конституции указано, и в Законе "Об образовании"», – напомнил он.
Эксперт указал, что часто сборы с родителей маскируются под благотворительность, но в этом случае все равно должно соблюдаться законодательство. «Деньги должны находиться не в столе у родителей или еще где-то. Бюджет в школе должен быть прозрачный, чтобы родители видели, какие деньги поступили, а не просто (знали) со слов директора школы или председателя родительского комитета, что денег не хватает», – указал Валуйкин.
Особый акцент юрист сделал на незаконности требования денег на покупку учебников: «Четко сказано (в законе): учебная литература должна выдаваться бесплатно. Никаких других вариантов быть не должно».
Родителям юрист советует платить только за то, что они считают нужным оплачивать, и всегда контролировать то, как и на что тратятся средства.