«Цветок» калибра 120-мм: на что будет способна новая колесная САУ «Флокс»
В семействе «цветочных» наименований самоходных артиллерийских установок очередное пополнение. Номенклатуру отечественных САУ с красивыми именами «Гвоздика», «Акация», «Хоста» предлагается пополнить огневой установкой «Флокс» – боевой машиной совершенно новой концепции, обладающей возможностями сразу нескольких видов артиллерийского вооружения и к тому же смонтированной на шасси бронированного грузовика высокой проходимости.
Сама идея «колесных танков» в мире не нова. Однако именно российские инженеры и конструкторы предлагают унифицированный образец, сочетающий в себе и мощное вооружение, и мобильность, и уверенную броневую защиту. Первый образец новой огневой установки уже выставлен на проходящем сейчас в Подмосковье Международном военно-техническом форуме «Армия-2016». «Флокс» должен стать одним из самых ярких «цветков» этой своеобразной «выставки достижений» российских вооруженных сил и оборонной промышленности.
Премьера в «Патриоте»
О том, что 120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие «Флокс» (так эта установка называется официально) выставляется в парке «Патриот», «Звезде» сообщила начальник отдела по связям с общественностью АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Юлия Колмакова. По ее словам, всего компания представляет на статической экспозиции форума 56 единиц военной техники, в том числе 37 натурных образцов и полноразмерных макетов.
«В целом на наших стендах экспонируется продукция восьми предприятий, – отметила представитель «Уралвагонзавода». – В их числе АО "Уралтрансмаш", АО "Омсктрансмаш", АО "ЦНИИ "Буревестник", АО "НПО "Электромашина", АО "ЧТЗ – Уралтрак" и другие. Общая выставочная площадь, арендованная корпорацией на открытой площадке, составляет 1360 квадратных метров».
Тем не менее в числе новинок, приковавших к себе внимание знатоков военной техники, первой оказалась именно система «Флокс». Хотя справедливости ради стоит заметить, что предприятия, входящие в структуру «Уралвагонзавода», представили на этот раз довольно широкий ряд оригинальных моделей. Чего стоит, к примеру, установленный на шасси мотовездехода РМ 500 (квадроцикла) 82-миллиметровый миномет или миномет калибра 120 миллиметра, размещаемый на платформе грузовичка УАЗ Cargo (внедорожника «Патриот»).
И все же роль своеобразного хедлайнера экспозиции по праву досталась «Флоксу». Тем более что еще в преддверии выставки статс-секретарь – заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич разместил на своей странице в одной из соцсетей фото данной самоходной установки. На снимке хорошо видно расположение орудия (в кормовой части шасси), легко узнаваем и тип базы – полноприводный трехосный грузовой автомобиль типа Урал-43206 грузоподъемностью более десяти тонн. От каких-то более подробных характеристик автор фото воздержался.
Оружейные инновации
В АО «ЦНИИ «Буревестник» корреспонденту «Звезды» подтвердили факт производства самоходного орудия «Флокс» на базе их предприятия, однако не смогли чем-либо существенным дополнить информацию, ранее уже озвученную по этому поводу гендиректором Георгием Закаменных. Тот, в частности, рассказал, что главной отличительной особенностью новой самоходной установки является его орудие, обеспечивающее за счет новых конструктивных решений уменьшенную нагрузку на шасси при выстреле и повышенную кучность стрельбы.
Отступая, стоит сказать, что именно эта проблема – неустойчивое положение орудия на колесной платформе – мешает развитию «колесных танков» на Западе. Решением здесь становится либо усиление массы основной платформы (путем ее превращения в полноценный бронетранспортер), либо применение дополнительных опор при стрельбе со стационарной огневой позиции.
Надо сказать, что на «Флоксе» эти вопросы решены более изящно. Выдерживать повышенные нагрузки при ведении огня из орудия со столь мощным калибром здесь удается за счет применения современной противооткатной системы со вспомогательным гидравлическим эффектом. Механическая энергия выстрела превращается в тепловую и служит для поглощения толчков и ударов. В результате ударные нагрузки на лафет орудия – поворотную платформу, смонтированную на шасси «Урала», – значительно смягчаются.
«Главным калибром» «Флокса» выступает орудие 2А80 – уникальное сочетание пушки-гаубицы и миномета. Огонь ведется 120-миллиметровыми минами и снарядами с готовыми нарезами. Интересно, что орудие оснащено инновационной системой охлаждения, а кроме того, в ней применен индикатор, указывающий максимально допустимый уровень нагрева ствола. Отдельных слов заслуживает шасси артиллерийской установки – автомобиль «Урал», изготовленный в особом бронированном варианте и оснащенный усиленным двигателем мощностью свыше 300 лошадиных сил.
Кабина здесь сварная, из металлических листов различной толщины, а моторный отсек оснащен собственным бронекожухом. Производитель гарантирует безопасность экипажа даже при подрыве взрывного устройства мощностью до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Отражать нападения диверсионно-разведывательных групп расчет «Флокса» сможет не только штатным оружием, но и установленным на кабине 12,7-миллиметровым пулеметом «Корд».
В строю «самоходок»
Размещение самоходной артиллерийской установки (а «Флокс» в какой-то мере подходит и под это определение) на колесной базе грузового автомобиля – действительно новое слово в отечественном ВПК. На память приходит разве что батальонное самоходное артиллерийское орудие «Нона-СВК», установленное на шасси плавающего колесного бронетранспортера БТР-80.
Принятая на вооружение в 1990 году, эта САУ представляет собой 120-миллиметровую нарезную полуавтоматическую пушку-гаубицу-миномет и колесную базу бронетранспортера. «Нона-СВК» способна с ходу преодолевать окопы, траншеи, водные преграды. По могуществу осколочно-фугасного снаряда ее выстрел сопоставим с действием 152-миллиметровых боеприпасов.
Наиболее близкими «Флоксу» современными образцами можно считать 120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие «Хоста» и систему такого же калибра «Вена». Обе на гусеничном ходу, обе используют нарезную полуавтоматическую пушку, обе выпущены на производственной базе ПАО «Мотовилихинские заводы». При этом, учитывая, что «Вена» – САУ относительно новой модели, есть все основания полагать, что «Флокс» возьмет именно от нее наиболее передовые технологии.
В их числе, к примеру, использование орудийно-вычислительного комплекса. Он позволяет осуществлять обмен информацией между боевой машиной и машиной управления, готовить исходные данные для стрельбы по самостоятельно разведанным целям или по информации, полученной от пункта управления батареи. Также система выполняет корректировку установок для стрельбы по засечке первого выстрела, управляет элементами наведения в различных режимах, хранит в памяти (не зависящей от наличия или отсутствия энергии) сведения о трех десятках целей.
Вся необходимая информация выводится на мониторы командира, которыми оборудована кабина САУ «Флокс». Благодаря этой системе можно в режиме реального времени контролировать техническое состояние комплекса, управлять приводами горизонтального и вертикального наведения орудия. С компьютером орудийно-вычислительного комплекса сопряжен и лазерный целеуказатель-дальномер, а система топопривязки обеспечивает автоматическое определение координат даже при движении машины.
Время готовности к стрельбе, благодаря наличию орудийно-вычислительного комплекса, может составлять... не более 20 секунд с момента получения сведений о цели!
Приоритет – в мобильности
Большинство экспертов, имеющих отношение к ракетно-артиллерийской тематике, сходятся во мнении, что «Флокс» – весьма своевременное и потенциально востребованное боевое средство современных Сухопутных войск. Бывший начальник артиллерии мотострелкового полка 27-й гвардейской мотострелковой дивизии подполковник запаса Леонид Будьздоровенко признается: будь у его подчиненных такое оружие, решать вопросы огневой поддержки в ходе выполнения задач на Северном Кавказе было бы куда проще.
Основным преимуществом офицер называет именно колесную базу: та же «Гвоздика», находившаяся в середине 1990-х годов на вооружении артдивизионов мотострелковых полков, имела гусеничный привод и отличалась сложностью в обслуживании, ограничением в скорости, а самое главное, имела большой вес, что зачастую не позволяло пересекать некоторые мосты в той же Чечне.
Кроме того, как полагают специалисты в области артиллерии, в современном бою не столь востребованы такие преимущества САУ, как мощная броня. Применение самоходок в атаке, стрельба прямой наводкой – редкость, следовательно, наличие защиты от противотанковых средств поражения уже не является необходимостью.
Огонь чаще всего ведется с отдаленных от линии соприкосновения закрытых огневых позиций, где контакт с бронебойными средствами противника отсутствует. Что же касается защиты от нападений, к примеру на марше, то здесь вполне справится и штатное бронирование автомобиля. От огня стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств оно защитит, а ПТУРы в засаду, как правило, не берут.
С другой стороны, в чем «Флокс» уступает традиционным САУ, выполненным на шасси тех же БТР или гусеничных машин, так это в возможности преодоления водных преград. «Урал», как ни крути, не плавает, а значит, в мобильности он все же ограничен... Тем не менее на «Уралвагонзаводе» рассчитывают, что новое боевое средство найдет своего потребителя. И далеко не случайным выглядит тот факт, что представленный в «Патриоте» образец самоходного орудия окрашен в защитную маскировку под цвет пустыни. Это одно из тех мест на планете, где проблема водных преград не стоит...
Автор: Дмитрий Сергеев