Кончаловский показал зрителям «Рай» на 73-м Венецианском кинофестивале
Семьдесят третий Венецианский кинофестиваль подошел к концу, на завтрашней церемонии закрытия объявят победителей. Среди фаворитов – фильм «Рай» Андрея Кончаловского. Журналисты весь день расспрашивали о съемках. Корреспондент «Звезды» Лилия Валеева рассказала, о чем шла речь, и о чем, собственно, кино.
Красную дорожку, ведущую к премьере «Рая», Андрею Кончаловскому неожиданно перебежала Натали Портман. Пока журналисты в смятении сверяли расписание показов, выяснилось, что голливудская знаменитость пришла посмотреть фильм Кончаловского. Вместе с режиссером в Венеции картину представляет западная часть съемочной группы: немецкие актеры Кристиан Клаус и Якоб Диль, ну и конечно, жена, она же исполнительница главной роли Юлия Высоцкая, а также сын Петр. Это не попадет в объектив теле- и фотокамер, но после просмотра юный Кончаловский выйдет весь в слезах.
На кадрах герои фильма Кончаловского рассказывают о себе. Их детство, юность, а главное, то, как и почему они оказались по ту или иную сторону баррикад. Суровая реальность этого «Рая» – 1942 год, Франция – предстает уже в игровых сценах. В них причудливо смешались истории русских аристократок, сбежавших в Париж, и сконцентрировались в ней, в Ольге Каменской. Красавица-эмигрантка, участница сопротивления, оказывается в лагере за попытку спасения еврейских детей. Попытку, как оказывается, безуспешную. В интервью западным журналистам Кончаловский рассказывает, зачем обрил наголо свою главную актрису.
«Она думала, что ей сделают стрижку. А я сказал – наголо. Она побледнела и сказала: "Нет". А я сказал: "Да". Ее побрили. И она ощущала себя полностью голой. Она сказала: "Я не смогу выйти из трейлера". Я ответил: "Я даю тебе два часа, и через два часа мы начинаем снимать". А потом она сказала мне: "Я чувствовала себя незащищенной, такой обнаженной, я не могла ни от чего спрятаться". И это помогло ей», – поясняет режиссер Андрей Кончаловский. «Не роль, а мечта. После всего, что было пережито на съемках», – говорит актриса Юлия Высоцкая.
«Кончаловский удивлялся. "Я не понимаю тебя, я тебя мучил, я тебя побрил, ты здесь рыдала, ты говорила, что не можешь так больше, и ты говоришь, что ты счастлива?" Но я думаю, так происходит со всеми актерами. Это была роль мечты для меня. И я думаю, для любой актрисы она была бы такой», – делится впечатлениями Высоцкая.
«Рай» Кончаловского звучит сразу на трех языках. Русский, немецкий и французский переплелись, как нити судьбы Ольги Каменской, полицейского Жюля и офицера СС Хельмута.
Это не фильм о холокосте, поясняет режиссер. Это о страшном самообмане, который толкает людей на то, чтобы творить зло в абсолютной уверенности, что они делают добро.
«Роль Юлии – это ипостась Христа. Конкретно за мою героиню она идет в печь, поскольку не видит смысла жить», – рассказывает актриса Вера Воронкова.
После премьеры зал десять минут стоя аплодировал. Кончаловский шутит: рай – это Венеция. Он в пятый раз приезжает на Лидо и ни разу не уезжал отсюда без наград. Вот и сегодня российскому режиссеру уже вручили международную премию за духовные искания в кино. И это только первый приз 73-й Мостры.