Бракованные Силы Украины: почему ВСУ вооружают хламом и старьем
В украинской армии, что ни день, то скандал. Даже если отбросить политику и немощные попытки ВСУ хоть как-то оказать давление на армии ДНР-ЛНР, которые заканчиваются банальными обстрелами мирных жителей на Донбассе, то вполне хватает и проблем с поставками вооружений. То супер-современный бронеавтомобиль развалится на испытаниях, то новые танки «ни чихают ни пыхают», то пулемет стреляет мимо цели. О том, что с поставками техники в Украине обстоит что-то не так, уже поняли и сами военные, и депутаты, и сами оружейники.
Если принять во внимание, что после развала Советского Союза в 1991 году Украина получила третью по численности армию в мире (после США и РФ), которая сложилась из трех самых оснащенных и вооруженных современным оружием военных округов – Киевского, Одесского и Прикарпатского, то и сегодня она могла бы сохранить этот статус. И даже приумножить его, при наличии военных заводов в Харькове, Львове, Киеве, Днепропетровске, Запорожье, Николаевской и Одесской судоверфи. По идее, Украина сегодня могла бы блистать на международных выставках вооружений, войти в тройку лидеров торговцев оружием. Ну и, конечно, перевооружить свою собственную армию самыми перспективными образцами вооружений.
Но этого так и не произошло. По оценкам экспертов практически 50 процентов полученного в наследство вооружения Украина банально продала по всему миру. А оставшуюся часть еще на половину привела в убитое состояние из-за отсутствия технического обслуживания. Впрочем, даже при таком отношению к собственному оружию Украина по состоянию на 2015 год вошла в десятку самых милитаризированных стран Европы – согласно глобальному индексу милитаризации (GMI). Украина, еще с начала военных действий в Донбассе, взяла курс на перевооружение армии и модернизацию боевой техники, доставшейся в наследство от советской армии. По большому счету, менялись лишь названия и индексы вооружений и военной техники при незначительных изменениях их конструкции.
Сложнее оказалось с инновациями в области вооружений, закупках и созданию новой техники для ВСУ. И если старая советская техника, украшенная «жовто-блокитными» флагами еще как-то держится на ходу, частично ездит и даже стреляет, то вот так называемый новодел оказался откровенной халтурой. Это касается и нового броневика, и БТРа, и пулемета, и миномета, и беспилотника, которые демонстрировали не самые лучшие боевые качества даже во время демонстрационных показов. А массово в войска так и не поступили. Апофеозом можно считать испытания корректируемой ракеты украинского производства «Ольха», старт, который был показан с большого расстояния. А вот куда и на какое расстояние улетела эта болванка, так и осталось загадкой. Причем, похоже, и для самих испытателей.
Полная ерунда получилась у «украинских кулибиных» с пулеметом ПКМ-7,62, который оснастили сверхнавороченным тепловизорным прицелом «Арчер». Пулемет-то хороший, но вот сам прицел оказался приваренным на подвижную крышку ПКМ, что сделало его малоэффективным и не способным даже к пристреливанию. Это при том, что первая партия пулеметов в количестве 2 тысяч штук, проданная Турции, оказалась весьма эффективной. А потом, кто-то из умных военных чиновников дал указание переварить планку. В итоге из этого пулемета в лучшем случае можно стрелять лишь одиночными выстрелами.
Неловкая ситуация сложилась и с новыми БТР-4 (модернизация советских БТР-80), которые украинский президент Петр Порошенко торжественно передал в 92-ю бригаду ВСУ перед отправкой ее в зону АТО на Донбассе в марте нынешнего года. Все 16 бронемашин модификаций «Е» и «К», оказались с проектным браком и вышли из строя еще при обкатке на полигоне. В результате новая техника, так помпезно представленная президентом, отправилась в полном составе на доработку, а бригада уехала воевать с ополченцами на старой технике. Этот факт стал поводом для обвинения Порошенко депутатом Верховной Рады и бывшей летчицы Надежды Савченко в предательстве ВСУ, которым вручили бракованную технику.
Есть большие сомнения в эффективности беспилотников «Фурия», которые в количестве пяти штук были переданы украинской армии в этом году. Сам изготовитель, завод «Меридиан», входящий в состав Укроборонпрома, признает, что еще только планирует дооборудовать беспилотник системой автоматического взлета и целеуказаний. Так что на нынешний момент «Фурия» сравним с обычным дроном на батарейках, который можно купить в магазине электротехники.
Нельзя назвать особой новинкой и 120-мм украинский миномет «Молот», который представляет собой всего лишь старый советский полковой миномет проекта 2Б11, разработанный в 1979 году в ЦНИИ «Буревестник» в Нижнем Новгороде (город Горький). Его предшественники были созданы в 1938 и 1943 годах и стояли на вооружении не только советской армии, но и практически всех стран Варшавского договора, а также активно применялись вьетнамскими партизанами во время войны с оккупировавшими страну американцами. Наличие нового прицела и, якобы, усиленного ствола этого орудия, позволило возвести этот полковой миномет в ранг нового оружия.
Смешно получилось и с новым украинским броневиком «Дозор-Б», который даже успел обкатать украинский министр обороны. Уже после «обкатки» выяснилось, что в опытных партиях бронеавтомобилей появились сквозные трещины в бронированных днищах длиной 40-50 сантиметров. В ходе испытаний в «Дозорах» было выявлено около 50 недостатков и даже после завершения государственных испытаний эти броневики так и не поступили в войска. Более успешной оказался бронеавтомобиль «Тритон», который предназначен для пограничной службы Украины и полноценной бронезащитой он не обладает.
«Броня крепка и танки наши быстры» – это слова из песни явно не украинских танкистов. Украинский танк «Оплот» (модернизация еще советских танков Т-80 и Т-84, производившихся на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева) так и не стал при широкой рекламе основным танком ВСУ. При достаточно неплохих характеристиках наладить его массовое производство так и не удалось. Даже экспортный заказ от Таиланда оказался сорван – удалось поставить лишь 15 танков (по некоторым оценкам 20), оставшаяся часть заказа в количестве 120 боевых машин досталась Китаю. А в самой украинской армии на сегодняшний день есть лишь 10 «Оплотов», в том числе и опытных экземпляров, которые продолжают проходить испытания на заводе. На смену американскому танку Abrams, как предполагалось, он так и не пришел.
Впрочем, украинское политическое и военное руководство подобное положение с развитием, похоже, не особо смущает. Летальное вооружение они все еще рассчитывают получить от стран НАТО. Но в Брюсселе на военные аппетиты Киева смотрят с некоторым подозрением и предпочитают отделываться просроченными сухпайками и видавшими виды автомобилями Hummer.
Автор: Виктор Сокирко