Ангелы «Адмирала Кузнецова»: на что способны палубные истребители МиГ-29КУБ
Морская авиация во всех странах считается элитой, а летчики, умеющие посадить самолет на палубу, приравниваются к асам. К мастерству пилотов прикладывается и сама авиационная техника, без возможностей которой невозможно ее максимально возможное боевое применение. Сегодня корабельный истребитель МиГ-29 стал идеальным самолетом не только для базирования на авианосце «Адмирал Кузнецов», но и для выполнения боевых задач как по воздушным, так и по наземным целям.
На борту российского авианосца «Адмирал Кузнецов», который сейчас выполняет задачи вблизи берегов Сирии в Средиземном море, базируются разные самолеты и вертолеты. Основа – проверенные тяжелые истребители Су-33 из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а также легкие истребители МиГ-29 КР и МиГ-29 КУБ. Разница не только в аббревиатуре. КР – корабельный российский, КУБ – корабельный учебно-боевой. Первый – с одним пилотом, второй – с двумя, где роль инструктора в определенных условиях может иметь чисто боевое применение. В остальном, практически до полной похожести, «мигари» ничем не отличаются ни по технической возможности, ни по боевой начинке.
Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++», предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.
Авиационный эксперт-аналитик Владимир Карнозов считает, что корабельный вариант МиГ-29 является совершенно новым самолетом по целому ряду причин.
Во-первых, обновленная машина имеет увеличенные дальности полета и боевую нагрузку, что повлекло за собой рост максимальной взлетной массы с 18 до 24,5 тонны. При этом внешние габариты самолета практически не изменились. Корабельный МиГ отличает увеличенная площадь крыла, которая компенсирует рост массы самолета. В посадочной конфигурации щелевые закрылки и щитки Крюгера увеличивают общую площадь несущей поверхности, позволяя снизить скорость захода на посадку. Благодаря более мощной механизации посадочные характеристики улучшились.
Во-вторых, система управления полетом поменялась с гидромеханической на цифровую электродистанционную. После такой доработки самолет стал более приятным в пилотировании, мягче реагирует на перемещения ручки. Исчезли ненужные перебалансировки на ручке управления на отдельных режимах полета, связанные с особенностями работы автомата регулирования усилий на самолетах с гидромеханической системой управления.
В-третьих, радикально изменилось информационно-управляющее поле кабины. Для применения различных образцов управляемого оружия с головками самонаведения экипажу нужны многофункциональные индикаторы (МФИ) с различными режимами изображения информации, в том числе с сенсоров на ракете (бомбе). Оснащенная крупноформатными индикаторами, кабина МиГ–29К/КУБ как бы получает возможность «настраиваться» под конкретную задачу, что решается летчиком в очередном вылете.
В-четвертых, на всех МиГах с цифровым индексом «29» установлен КОЛС (комбинация теплопеленгатора с лазерным дальномером) для обнаружения и сопровождения воздушных целей. На «корабелке» (9–41, 9–47) оптико–локационная станция ОЛС-УЭ (УЭМ) работает в сопряжении с другими бортовыми системами, и позволяет летчику с высокой точностью атаковать как воздушные, так и морские и наземные цели, причем без необходимости включения радиолокационной станции.
В-пятых, палубный вариант оснащен более мощной бортовой радиолокационной станцией – вместо Н–019 установлена «Жук–МЭ». Она способна обнаруживать и одновременно сопровождать десять воздушных целей и наводить ракеты РВВ–АЕ на четыре из них, тогда как БРЛС ранних версий могли наводить ракеты Р–27 только на одну.
В-шестых, у БРЛС появился ряд дополнительных функций, которых ранее не было, и это обстоятельство тоже влияет на восприятие МиГ-29К летчиками. По сравнению с «Жуком», у Н-019 функционал «воздух-поверхность» гораздо скромнее.
В-седьмых, арсенал средств поражения заметно расширен за счет современных типов управляемого оружия. Для уничтожения воздушных, морских и наземных целей МиГ–29К располагает современным обширным арсеналом средств поражения российской разработки и производства, включая ракеты класса «воздух-воздух» РВВ–АЕ и Р–73Э, противорадиолокационные Х–31П, противокорабельные Х–31А и Х–35Э, управляемые бомбы КАБ–500Кр/КАБ–500ОД.
Автор: Виктор Сокирко