От Чикатило до маньяка из Ангарска: можно ли вычислить серийного убийцу
Громкие убийства, совершенные в Ангарске (Иркутская область) в 90-х годах, на днях вновь появились на главных страницах – на этот раз не газет, а новостных сайтов. Маньяк Михаил Попков признался: он совершил не 22 преступления, за которые уже отбывает пожизненное заключение, и даже на 47 (по 25 эпизодам ему пока только предъявлено обвинение), а более 80 убийств.
Человек, которого называли «ангарским Чикатило», превзошел своего предшественника, на счету у которого 53 доказанных убийства. Поймать Попкова удалось только в 2012 году, хотя первое преступление он совершил в 1994-м. Восемнадцать кровавых лет – и вычислить его удалось только благодаря ДНК-анализу. Следов на местах преступления Попков не оставлял, а среди его знакомых никому и в голову не пришло бы, что по ночам этот улыбчивый человек знакомится с девушками, отвозит их в лес, насилует и забивает до смерти, уродуя тела.
Да и можно ли распознать маньяка-убийцу в толпе? На этот вопрос в интервью сайту «Звезды» ответил судебный психиатр доктор медицинских наук профессор Федор Кондратьев.
«Никакого психотипа (серийных убийц – прим. ред.) не существует. Потому что слишком мало материала для обобщения. Этих маньяков-убийц всего несколько десятков. И составить какое-то типичное среднее представление технически невозможно. Они совершенно разные. Сложность поимки маньяков именно в том, что нет никаких внешних или психологических признаков. Тот же Чикатило работал в педагогической среде, и если посмотреть его фильмы, он такой же, как все. Физических признаков нет и в принципе не может быть. Потому что все они разные: с разной мотивацией, с разными намерениями», – уверен профессор.
У Кондратьева богатый опыт общения с маньяками, что называется, «всех сортов». А их судебный психиатр выделил четыре – в зависимости от мотивов и целей, которые они преследуют в убийствах.
«Самый сложный вопрос – соотношение осознанного и неосознанного действия маньяков. Тут тоже нужно начать с того, что все они разные. У одних, например, мотивация очистить род человеческий от блудных женщин. Они шли, ловили, убивали. Как правило, это были мужчины, у которых были блудные женщины. Они начинали (убивать) после ухода жены – мстить женскому роду. Таких я видел три-четыре человека за свою практику.
Другие получали извращенное сексуальное удовольствие. Чикатило мне рассказывал, с каким удивлением он вырезал половые органы у девушек, которых убивал. <…> Это извращенное сексуальное удовольствие, это не психическая болезнь. Просто так сложилось – у него ведь трагическая судьба. Это все началось в 1947-м году, когда в СССР, в Ростовской области, случился дикий голод и был каннибализм. Его родители съели его старшего брата, и его кормили этим мясом, чтобы не умер с голоду. Это совсем другое.
Третьи, как сейчас помню, каннибалы-людоеды. Это было в 90-е годы, у меня было два людоеда. Они заманивали молоденьких пухленьких девушек к себе домой под видом познакомиться, потанцевать и прочее. Потом убивали, вырезали у них ягодицы, мясо продавали у метро "Юго-Западная". На деньги, которые получали от мяса, покупали водку и им же закусывали. Как видите, это совсем другое, чем предыдущее.
А четвертое – это истинные маньяки-убийцы, которые получают удовольствие непосредственно от процедуры убийства. Общим примером является большевичка Розалия Залкинд, партийная кличка которой Землячка. Она получала удовольствие от того, что совершала ритуальные убийства. Перед обедом или завтраком ей приводили белых офицеров, и она их расстреливала. А потом завтракала. А вечером, после ужина перед сном, она снова требовала, чтобы ей привезли белых офицеров, и она их опять расстреливала. Получив удовольствие, спокойно засыпала. Это настоящая маньячка-убийца.
Так что какой-то инструкции – ловить таких-то – написать нет возможности. Потому что нет и никогда не было, слава богу, обобщенных данных, типичного внешнего и психологического типа маньяка-убийцы», – подытожил Кондратьев.
И хотя такой инструкции нет, избежать встречи с серийным убийцей поможет осознанное отношение к собственной безопасности. Попков, к примеру, подкарауливал женщин возле кафе и ресторанов: предлагал подвезти, улыбался, показывал милицейские корочки. Из тех, кто доверился и сел к нему в машину, выжила только одна.
Федор Кондратьев. Краткая биография.
Крупный советско-российский психиатр, известный публицист, доктор медицинских наук, профессор, судебный психиатр высшей квалификационной категории. Более 50 лет проработал в Центре судебной психиатрии им. В. П. Сербского, из них почти 30 лет руководил экспертным отделением. Носит звание «Заслуженный врач Российской Федерации».