«Калибры» и «Ониксы»: чем еще будет начинена новейшая АПЛ «Казань»
Источники в судостроительной промышленности подтверждают ожидаемый в пятницу 31 марта спуск на воду «Казани» - новейшей многоцелевой атомной подлодки, вооруженной ракетными комплексами «Калибр-ПЛ» и «Оникс». Вместе с другими «систершипами» типа «Ясень», она призвана стать инструментом решения ключевой задачи, поставленной перед военными моряками Министерством Обороны РФ - завоевание и удержание господства в стратегически важных районах Мирового океана. АПЛ данного типа способны наносить ракетно-торпедные удары по морским целям и поражать береговые объекты крылатыми ракетами нескольких типов и модификаций.
Характерными чертами АПЛ типа «Ясень» разработки Санкт-Петербургское бюро машиностроения «Малахит» считаются высокая скрытность, достигнутая благодаря значительно, по сравнению с предыдущими проектами, сниженному уровню шума и других демаскирующих полей, новейший гидроакустический комплекс, способный обнаруживать боевые корабли противника на удалении в сотни миль, и мощное ракетно-торпедное оружие.
«Казань» станет четвертой по счету многоцелевой атомной подводной лодкой, завершенной отечественной промышленностью в нынешнем 21-м веке. Напомним, что ВМФ России принял АПЛ «Гепард» улучшенного проекта 971 в 2001 году, а через семь лет – «Нерпу» экспортного проекта 971И, что с декабря 2009 года сдана в долгосрочный лизинг Республике Индия и входит в состав ее флота под названием INS Chakra. С завершением серии из пятнадцати подобных кораблей, в нашей стране подошло к концу строительство атомоходов третьего поколения. Следующее, четвертое, поколение многоцелевых АПЛ открыл «Северодвинск» - головной корабль проекта 885 «Ясень». Приемный акт по этому кораблю был подписан в декабре 2013 года, а окончательно флот принял его летом 2014 года.
«Казань» была заложена в 2009 году за несколько месяцев до спуска «Северодвинска», и провела на стапеле почти восемь лет против его семнадцати. Длительные сроки постройки – плата за недофинансирование военного судостроения и флота в переходный период новейшей российской истории. Благодаря значительно улучшившейся за последние годы обеспеченности ГОЗ средствами госбюджета, северодвинский завод «Севмаш» уменьшил и продолжает сокращать циклы строительства новых кораблей. Начиная с «Новосибирска», заложенного в 2013 году, очередные корпуса - «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» - проследовали к с годовым интервалом. Ожидается, что к концу десятилетия ВМФ России будет располагать шестью «ясенями», по три на Северном и Тихоокеанском флоте.
Работы по ГОЗ стало так много, что «Севмаш» начал испытывать нехватку стапелей. Дабы не сорвать сроки, записанные в Государственной программе вооружений, несколько лет назад сборку «ясеней» перевели из цеха № 55 - полностью отведя его под строительство атомных ракетоносцев типа «Борей» - в цех № 50. Изначально последний возвели для выпуска АПЛ, но из-за отсутствия заказов на основную продукцию после т.н. «Перестройки», в течение пятнадцати лет здесь строились лишь гражданские суда - буксиры и танкеры. Параллельно с «разведением» линий «бореев» и «ясеней», «Севмаш» активно занимался техническим перевооружением, приобретая современное высокопроизводительное оборудование в рамках федеральных целевых программ и за собственные средства предприятия.
Улучшенный проект
Хотя «Казань» принадлежит к той же серии, что и «Северодвинск», эта лодка существенно отличается от головной, что объясняется более чем пятнадцатилетней разницей в сроках закладки (1993 и 2009гг. соответственно) и семилетней по спуску на воду (2010 и 2017гг. соответственно). За это время в стране и мире произошли многочисленные изменения; не стоял на месте и научно-технический прогресс. Все это нашло отражение в техническом облике корабля.
Поскольку в отношении атомоходов соблюдается режим секретности, можно лишь догадываться, чем «Казань» отличается от «Северодвинска». Достоверно известно лишь то, что она считается первым серийным кораблем, построенным по улучшенному проекту («Ясень-М»). Как следствие, экспериментальные образцы систем, машин и механизмов заменены на серийные, с отказом от зарубежных комплектующих (включая украинские).
Наверное, главным «внешним» отличием станет замена семилопастного винта (правда, параметры его формы достоверно не известны - на спуске корабля винт был закрыт специально спрофилированным «капюшоном») на пропульсивное устройство типа «prop-jet» (винты в кольцевой насадке). Последнее уменьшает шумность и риск возникновения кавитации, хотя и немного снижает максимальную скорость хода лодки.
Помимо того, возможны незначительные изменения формы корпуса с целью снижения шумности и как отражение факта установки новых систем и механизмов. Возможно, на борту корабля вместо кислотной найдет применение более емкая и требующая меньшего обслуживания ионно-литиевая батарея. Правда, для атомохода подобная замена не принципиальна.
Пожалуй, главным изменением будет более современная энергетика. Известно, на головном корпусе применена паро-производящая установка типа ОК-650В, представляющая доработанный вариант ППУ атомоходов третьего поколения (как на проекте 971). Однако к моменту закладки второго корпуса прошла испытания КПТ-6-85, а вместе с ней – и более подходящая кораблю паротурбинная установка.
Говоря о различиях между проектами 885 и 885М, следует оговориться: ввиду высокой секретности, нам далеко не все известно и про головной «Северодвинск». В зависимости от источника, водоизмещение указывается в довольно широких предела: стандартное 8600-9500, полное 12800-13800 тонн. Попутно заметим, что наша лодка – самая большая из многоцелевых атомных, серийное строительство которых ведут США, Великобритания, Франция, Китай и Индия. В частности, по стандартному водоизмещению «ясень» на пару тысяч тонн крупнее английской Astute, и на полторы тысячи американской Virginia.
Согласно отдельным источникам, численность экипажа «ясеня» составляет 64 человека против 73 на лодке предыдущего поколения проекта 971, имеющей близкое водоизмещение (8632/12770тонн), размеров корпуса (длина 110 метров против 120, ширина в пределах 12,5-13,6 метров) и максимальные глубины погружения (520-600 метров).
По шумности наши корабли не уступают соответствующим им американским - Los Angeles и Virginia соответственно, при этом заметно превосходят их по уровню автоматизации (у «янки» численность экипажей 141 и 113 человек соответственно). На «Ясене» специалисты «Малахита» отказались от традиционной для отечественного подводного кораблестроения двухкорпусного архитектурно-конструктивного типа, выполнив лодку проекта 885 «полуторакорпусной», с легким корпусом в носовой части. Считается, что такое решение сократит уровень заметности в характерном диапазоне шумов, который наблюдается у двухкорпусных лодок, и на который нацелились иностранные разработчики гидроакустических систем.
Мощное вооружение
С поступлением в ВМС США осенью 1985 года подлодки SSN-719 Providence, первой из семейства Los Angeles оснащенной двенадцатью вертикальными установками крылатых ракет Tomahawk, к преимуществам американских субмарин по сравнению с отечественными проектов 671 и 971 стали относить наличие более мощного наступательного вооружения. Наши флотоводцы потребовали от проектантов превзойти вероятного противника по боевой мощи, что потребовало пересмотра первоначального облика корабля, предложенного в начале восьмидесятых.
Технический проект АПЛ четвертого поколения закончили весной 1988 года. Пересмотренный состав вооружения включал не только ракеты комплекса «Калибр-ПЛ», но и более тяжелые ракеты «Оникс» (использовалось также экспортное обозначение «Яхонт»).
По сравнению с проектом 971, вооружение которого составляли 4 торпедных аппарата калибра 650мм и четыре - 533мм с боезапасом 40 единиц, проект 885 получил десять ТА калибра 533мм с боезапасом 30 единиц. Теперь, однако, аппараты установлены не в носовой части, а побортно в цилиндрической части корпуса, освободив место в носу для огромной гидроакустической антенны.
В отличие о предшественника, «Ясень» обладает еще и восемью универсальными вертикальными пусковыми установками (УВПУ) типа СМ-346. В каждой из них может размещаться до пяти ракет комплекса «Калибр-ПЛ» (ударные 3М-14, противокорабельные 3М-54, противолодочные 91Р, плюс стратегическая со специальной боевой частью «сотого» семейства) или четыре более крупных комплекса П-800 «Оникс» (3М55). Суммируя, получаем, что максимальное число ракет и торпед составляет 70 единиц.
Заметим, что наступательный потенциал американских субмарин скромнее. Например, Virginia несет 4 ТА калибра 533мм и 12 ВПУ ракет Tomahawk, общий боезапас – 65 единиц. В ее арсенале нет ничего подобного нашей трехтонной сверхзвуковой (М=2,8…3,0) ракете 3М55, способной поражать надводные цели на дальности до 280 км (цифра для экспортного исполнения).
Необыкновенно мощное для многоцелевой лодки ракетное вооружение «путает» экспертов, когда те пытаются классифицировать «Ясень» по «американским правилам». Дело в том, что традиционно там используют термины «многоцелевые торпедные субмарины» (сокращение с английского SSN) или «ракетные» (SSGN, где G – guided – указывает на наличие на борту управляемого ракетного оружия). По сути дела, состав вооружения позволяет говорить о том, что в дальней перспективе «ясени» вполне смогут заменить в составе флота четыре типа АПЛ прошлых поколений – проекты 671РТМК, 945/А, 971 и 949А.
Пока нет ясности насчет общего числа «ясеней». Одно время назывались цифры от 7 до 30. Летом 2014 года, отвечая на вопросы журналистов насчет программы строительства АПЛ данного типа, заместитель министра обороны Юрий Иванович Борисов сказал: «до 2020 года будет построено семь, а всего - шестнадцать». Между тем, ВМС США уже получили 13 субмарин класса Virginia, из 48 запланированных к постройке.
Генеральный Конструктор
Огромный личный вклад в создание «Ясеня» внес Генеральный конструктор многоцелевых атомных подводных лодок Пялов (д.р. 28 февраля 1934 года). Владимир Николаевич присутствовал на церемонии спуск головного корабля летом 2010 года, и принимал непосредственное участие в его испытаниях в море. При его жизни состоялось зачисление «Северодвинска» в состав флота.
Великий человек и конструктор ушел от нас 24 февраля 2017 года, всего четыре дня не дожив до дня рождения и месяц – до спуска первого серийного корабля. Владимир Николаевич без остатка отдал свою жизнь любимому делу – созданию самой передовой техники для Военно-морского флота. На работу в СКБ-143 он пришел по окончанию института в 1959 году, и сразу глубоко погрузился в мир нового и неизвестного – атомного подводного кораблестроения, приняв участие в работах по субмаринам проектов 627А и 645 (вариант с энергоустановкой на жидкометаллическом теплоносителе), в том числе непосредственно на заводе №402 в Северодвинске.
За первым поколением советских атомоходов последовали «противолодочные лодки» проекта 671 («истребители ракетоносцев») и «лодки-автоматы» проекта 705. Способного специалиста просят заняться еще более сложной техникой – подлодками с системой электродвижения и корпусными конструкциями из полимеров, глубоководными аппаратами для действий на сверхбольших глубинах и т.п.
В 1973 году Пялов становится заместителем главного конструктора. Опыт, знания, талант и эрудиция наиболее ярко раскрылись при создании многоцелевой подводной лодки четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Он трудился над этим кораблем с самого начала работ в начале восьмидесятых, и возглавлял тему с 1986 г.
В 1999 году назначен начальником и генеральным конструктором ФГУП «Санкт-Петербургское бюро машиностроения «Малахит»». Руководил предприятием на протяжении 12 лет. Оставив административную работу, с лета 2011 года академик Владимир Николаевич Пялов полностью сосредоточился на программе АПЛ четвертого поколения, оставаясь в должности Генерального конструктора. Строительство головного корабля нового проекта пришлись на тяжёлое для страны время, когда менялись устои, подходы и взгляды.
Изменение требований и предпочтений сильно обедневшего заказчика, а также желание реализовать новейшие достижения научно-технического прогресса нашло выражение в неоднократных пересмотрах первоначального проекта с переделками ранее заложенного корпуса головного корабля. Однако замечательные личные качества Владимира Николаевича помогли коллективу ленинградских конструкторов и северодвинских корабелов преодолеть все сложности, связанные с достройкой, испытаниями и доведением «Северодвинска». А самое главное – сохранился коллектив единомышленников, олицетворяющих способность страны создавать подводную технику мирового уровня.