Чудовищный «призрак»: смерть с гаубицей от КВ-2
Одним из главных символов победы по праву является советский танк Т-34. Однако на начальном этапе Великой Отечественной войны вместе с легендарной «тридцатьчетверкой» бок о бок воевали тяжелые танки КВ, экипажи которых совершали подвиги ничуть не реже.
Психологическое давление
По своей значимости и влиянию на исход Великой Отечественной, особенно первых танковых сражений, танки КВ большинство экспертов ставит на ступень выше Т-34. Влияние и успех легендарной машины «тридцатьчетверки» никто при этом не принижает, однако именно танки КВ произвели самое сильное впечатление не только на советских танкистов, но и на личный состав вермахта. Техническое описание и сухие характеристики машины в этом случае лучше всего подавать вместе с рассказами и воспоминаниями немецких солдат, которым предписывалось подавлять и уничтожать танки КВ на фронтах одними из первых.
В самом начале боевых действий немецкие артиллеристы нарекли тяжелый, массивный советский танк мистическим прозвищем «Призрак» (нем. Gespenst). Однако суть такой мистики раскрывалась не в подвижности танка, и не в его маневренности. Подозрения относительно эффективности собственных орудий закрались в головы гитлеровским артиллеристам почти сразу, как стал очевиден один из главных недостатков немецких противотанковых пушек. 37-мм орудия Pak-35 при стрельбе в переднюю часть корпуса не оставляли у первых КВ даже вмятин на корпусе и рикошетировали в разные стороны. Противостояние одного танка КВ танковой группе «Зекендорф» в 1941 году произвело на немецких военных наиболее сильное впечатление. Экипажу танка удалось рассечь коммуникации и нарушить взаимодействие двух танковых групп 6-й танковой дивизии Вермахта, и на протяжении двух суток один единственный КВ уничтожал бронетехнику и немецкий транспорт. Надежность и бронирование советского танка после этого происшествия стали пристально изучаться специалистами вермахта.
Для первого года войны толщина брони танка КВ в 75-мм современными экспертами считается избыточной, однако именно благодаря такому бронированию КВ на двое суток сорвал наступление гитлеровских войск возле города Расейняй. Лишь с помощью меткой стрельбы советский танк удалось обездвижить, но и замерший, неподвижный танк доставил немцам массу проблем. Уничтожить машину смогли лишь немецкие артиллеристы, развернувшие позади танка 88-мм зенитку, однако из шести выпущенных в корму танка снарядов броню пробили лишь три.
Понимание
После первого знакомства гитлеровских солдат с бронированием Т-34 и КВ до командования Вермахта стало доходить, что такими темпами никакого блицкрига добиться будет нельзя. Немецкие 50-мм противотанковые пушки Pak-38 не могли сдержать танки КВ в случае атаки и контратаки на дистанциях более 500 метров, в то время как советские танки могли запросто «прополоть» гитлеровские противотанковые позиции. Еще более грозной боевой машиной стал модернизированный с учетом возникших проблем и значительно «прибавивший» в калибре орудия танк КВ-2.
Вместо 76-мм орудия на танк смонтировали гаубицу. В условиях ожесточенных боевых действий экипажи КВ-2 применяли любые, имевшиеся в наличии типы выстрелов. Отдельного упоминания заслуживают применение бетонобойных гаубичных снарядов Г-530. Зачастую, одного выстрела с дистанции в 800-900 метров было достаточно, чтобы «успокоить» пулеметный расчет, или подавить любую другую защищенную огневую точку. Эффективного ответа на действия КВ-2 в первые два года войны гитлеровские войска не имели. Фактически КВ-2 действовали на поле боя безнаказанно и гарантированно одним (реже двумя) выстрелами уничтожали любые танки противника. Исключение составляло лишь одно из самых мощных в немецком арсенале средств борьбы с танками - хорошо знакомое советским танкистам 88-мм зенитное орудие.
Особенно хорошо танки КВ-1 и КВ-2 запомнились командиру 41-го танкового корпуса Вермахта генералу Георгу Рейнгарту, во всех красках описавшему ужас от противостояния с русскими танками. Особое место в рапортах Рейнгард уделил неэффективности немецких орудий даже на минимальных дистанциях и отдельно упомянул мужество советских танкистов, давивших пехоту и раскидывавших противотанковые орудия.
Однако танки КВ имели те же недостатки, что и тяжелые немецкие танки «Тигр» - большая масса, сложность и трудоемкость обслуживания. Большинство потерь советских танков, аналогично тяжелым танкам вермахта, пришлись на многокилометровые марши или тактические маневры вдоль фронтов. Зачастую быстро эвакуировать многотонную машину не представлялось возможным и экипаж просто подрывал сломавшийся танк.
Герои
Среди всех задокументированных подвигов советских танкистов боевая работа танковой роты под командованием Зиновия Колобанова заслуживает отдельного рассказа. Действия Колобанова и еще пяти танков из состава 1-й танковой дивизии во время Кингисеппско-Лужской оборонительной операции долгие годы будут приводиться в пример при изучении опыта действий танковой группы из засады. Главным доказательством эффективности такой тактики является результат боя 20 августа 1941 года. Рота под командованием Колобанова остановила и уничтожила 43 немецких танка. Экипаж Колобанова за несколько часов боя записал на свой счет 22 уничтоженных немецких танка. Другой эпизод неравного боя экипажа танка КВ с превосходящими силами противника описал Захар Карпович Слюсаренко - генерал-лейтенант танковых войск, дважды Герой Советского Союза. Один из танков КВ со сломанной трансмиссией было решено подорвать.
Серьезный бой летом 41-го и стремительно меняющаяся обстановка в районе не позволяли быстро эвакуировать машину. Однако экипаж танка, командовал которым лейтенант Каххар Хушваков, попросил отбуксировать обездвиженный танк на удобную позицию, загрузить боекомплект и немного продуктов. Командир экипажа Хушваков, механик-водитель Озеров, заряжающие Григоренко и Ахмедов, и пулеметчик Тюрин хорошо понимали, что «задержать противника» с помощью неподвижного танка - верная смерть. За несколько часов яростного боя экипаж уничтожил два танка противника, несколько цистерн с топливом, попутно «положив» в чернозем до двух рот гитлеровской пехоты. Экипаж танка гитлеровцы пытались взять живьем, однако советские танкисты оборонялись до последнего.
Заслуги танков КВ часто, и абсолютно незаслуженно ставятся историками «ниже» боевых подвигов Т-34. Доводов в пользу такого рейтинга много. Не слишком удачная конструкция, спорные боевые возможности и многое другое. Однако именно КВ и КВ-2 на начальном этапе войны наряду с другими танками укрепили понимание гитлеровских войск в неосуществимость «легкой прогулки» по Советскому Союзу.