Тихий ужас под водой, или самый страшный противник флота США
В последнее время американские военморы стали демонстрировать удивительную пугливость. Дескать, только что спущенная на воду в Северодвинске наша субмарина «Казань» является «самым страшным противником флота США». Именно так заявил вполне авторитетный американский журнал National Interest. Там убеждены, что соперника, подобного ей, американские ВМС еще не знали. И считают, что лодка будет применяться прежде всего для «охоты за американскими стратегическими атомными подлодками». Так что это за зверь такой - атомная подлодка (АПЛ) «Казань» проекта 885М «Ясень-М»?
Вторая из тридцати
«Казань» - подлодка многоцелевая. То есть предназначена не только для борьбы с авианосцами и стратегическими подлодками вероятного противника, но и с критически важными объектами инфраструктуры на побережье. Для этого у нее есть набор крылатых ракет, торпед, цифровая система управления, обнаружения и наведения оружия. Мало того, она практически бесшумна (а ведь когда-то американцы называли наши подлодки «ревущими коровами») и обнаруживает противника раньше, чем он может обнаружить ее. А в подводной войне кто первым услышал, тот и победил. «Казань» по бесшумности как минимум не уступает западным конкурентам. Так что американцы не зря опасаются наших подводных лодок. Вот только отчего-то делают это с запаздыванием: «старшая сестра» «Казани» «Северодвинск» в строю с 2014 г. Впрочем, они точно так же пугались, когда в океан в 80-90-х ушли наши многоцелевые подлодки предыдущего, третьего поколения, «Щука-Б».
Обходились «Щуки» нашему бюджету в 785 млн. долл. каждая. Недешево, конечно. Но именно тогда для борьбы с ними в США началось строительство лодок-охотников Seawolf ценой по 4,6 млрд. долл. за штуку. Тут-то и выяснилось, что усилиями всего флота НАТО «Щуки» могут быть уничтожены, но ценой будет «настоящее опустошение» береговой инфраструктуры, а также потеря как минимум одного-двух авианосцев. Дошло до того, что в 1991 г. конгресс США предложил потребовать от России предать гласности долгосрочные программы в области подводного кораблестроения, а также оказать ей помощь в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции. Подлодки четвертого поколения «Ясень» - самые передовые корабли нашего флота. Если в новейших подводных ракетоносцах типа «Борей» впервые примененное оборудование составляет примерно 40%, то у построенной по усовершенствованному проекту «Казани» все системы, узлы и механизмы нигде и никогда прежде не использовались и изготовлены исключительно в России. Сегодня на стапелях «Севмаша» находятся еще четыре такие подлодки: «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Закладка седьмого, «Ульяновска», планируется в этом году. Этот проект - российский ответ американским АПЛ SeaWolf и Virginia. Изначально планировали построить 30 «Ясеней». До 2020 г. ВМФ России рассчитывает получить семь кораблей.
Подводный тихоход Конструкция «Ясеней» разительно отличается от большинства советских атомных подводных лодок, имевших двухкорпусную конструкцию. У них нет легкого корпуса, охватывающего прочный корпус и увеличивающего подобно резонатору шумы лодки при движении. У «Ясеней» легкий корпус закрывает прочный только в носовой части, где размещена большая сферическая антенна автоматизированной цифровой гидроакустической станции «Амфора-Иртыш». Там же, в первом отсеке, находится и центральный пост. Из-за этого пришлось убрать из него торпедные аппараты, разместив их во втором под углом к диаметральной плоскости корабля побортно по пять штук. Там же и 30 торпед боезапаса. В третьем отсеке находится вспомогательное и общекорабельное оборудование. В четвертом отсеке - помещения для экипажа. Пятый отсек ракетный: восемь вертикальных пусковых установок (по 4 на каждый борт), в которых можно разместить 24 противокорабельные ракеты «Оникс», «Бирюза» или «Калибр-ПЛ». Запуск через четыре минуты после поступления команды. Это основное оружие корабля. В шестом отсеке - еще одна изюминка проекта 885 - реактор нового поколения, трубопроводы теплоносителя первого контура которого находятся непосредственно в его корпусе, что существенно повышает надежность энергетической системы подлодки. Подобная конструкция не только снижает вероятность аварий и нештатных ситуаций, но и значительно уменьшает шумность субмарины. Ведь лодка сможет идти на высокой скорости, не используя циркуляционные насосы - один из главных источников шума. В седьмом отсеке - паротурбинная установка и другое энергетическое оборудование.
В восьмом отсеке размещен гребной электродвигатель. В девятом - румпельное отделение. В конструкции «Ясеня» активно применяются различные вибропоглощающие материалы, все оборудование крепится на специальных каркасах, которые уменьшают шум их работы. Кроме того, каждый блок покрыт собственными звукоизолирующими панелями. Корпус судна также имеет специальное резиновое покрытие, снижающее заметность корабля для гидролокаторов. АПЛ проекта 885 «Ясень» оснащены малошумным винтом с семью лопастями особой саблевидной формы. Корпус подводной лодки имеет максимальную длину 139 м, а ширину - 13 метров. Прочный корпус корабля разделен на девять отсеков. В первом отсеке - выход во всплывающую спасательную камеру, в которой может разместиться весь экипаж субмарины -64 человека.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
«Казани» предстоят ходовые испытания, а после их завершения она будет передана в состав ВМФ России. Ожидается, что это произойдет в следующем году. И, как показывает опыт последних лет, без дела новый атомоход не останется. «В прошлом году по количеству ходовых суток мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода, - рассказал главком ВМФ России адмирал Владимир Королев. - Это более трех тысяч суток в море. Прекрасный показатель». Похоже, отечественному подводному флоту удалось избавиться от проклятия недавнего прошлого, когда на всех флотах нехватка обученных экипажей совпадала с отсутствием исправных кораблей. Ведь научиться морскому делу на суше нельзя. Именно высокий уровень автоматизации в совокупности со значительно выросшей в последние годы выучкой матросов, мичманов и офицеров и являются основой боевых возможностей новой подлодки.