От «Северного полюса – 1» до «Трилистника» – как Арктика стала российской
Двадцать первого мая отмечается День полярника. В далеком 1937 году советская экспедиция впервые высадилась на дрейфующую льдину – с этого момента началось освоение Арктики.
Сейчас на месте, откуда началось покорение полюса, на 14 тыс. кв. м располагается российская военная база «Арктический трилистник». Но в 1937 году у полярников была только одна палатка.
Всего в экипаже первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс – 1» было четыре человека. Руководитель станции Иван Папанин, океанограф Петр Ширшов, метеоролог Евгений Федоров и радист Эрнст Кренкель.
К первой экспедиции готовились, как к высадке на Луну. Никто толком не понимал, как это: прожить девять месяцев на дрейфующей льдине. Ясно было одно: кто первым построит на полюсе базу, тот и будет главным на Севере.
«Мы шли к этому, вся страна, руководство страны понимало, что будущее за арктическими просторами, за арктическими богатствами, за освоением Арктики. И оно было право», – рассказал первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров.
Первая экспедиция тогда едва не погибла. Льдина почти растаяла, когда людей успели снять и спасти все научные наблюдения. Успех был международного масштаба. И после войны экспедиции к полюсу стали регулярными. На Севере строились метеостанции, лаборатории, целые города, в которых жили и работали тысячи людей.
Однако в 90-е годы Арктика превратилась в настоящую свалку. За последние годы оттуда вывезли четыре миллиона тонн мусора. Большую уборку проводят по инициативе Министерства обороны России.
Задача государственного значения – усиление военного присутствия в стратегически важном регионе. Именно поэтому здесь находится российская военная база «Арктический трилистник», которую во всем мире называют инженерным чудом. Активно ведется восстановление инфраструктуры, строятся аэродромы и дороги. Россия снова, как и во времена папанинцев, первая в Арктике.