Три года битвы за аэропорт Донецка: как Гиви и Моторола сломили «киборгов» ВСУ
Три года назад, 26 мая 2014 года, началось грандиозное сражение за аэропорт Донецка, которое стало одним из самых важных в борьбе ополченцев только-только созданного ДНР против украинских ВСУ и националистических батальонов. Аэропорт, расположенный в пригороде, возле поселка Спартак, был не просто ключевой боевой позицией – кто владел им, тот и контролировал всю ситуацию в регионе. Битва за аэропорт продолжалась с переменным успехом 242 дня и в итоге закончилась победой донецких ополченцев, большая часть из которых толком не имела профессионального военного образования. Победу вырвали «на нервах».
В донецком аэропорту имени Сергея Прокофьева, выстроенного к чемпионату Европы по футболу 2012 года, мне довелось побывать в последних числах марта 2014 года. Была нелетная погода из-за густого тумана, задержка рейса на четыре часа, так что возможности осмотреть все терминалы было более чем предостаточно. Поразили масштабы здания аэропорта и его великолепие – денег сюда вложили много, по оценкам экспертов на его строительство потратили около 200 миллионов долларов. Даже для города-миллионника, каковым являлся этот крупный областной центр Украины, это было более чем грандиозное сооружение. От центра Донецка на такси езды минут 15, совсем рядом. И когда пошли первые сообщения о боевых действиях в аэропорту, то казалось, что война идет в самом городе. А потом фото и видеокадры показали, во что можно превратить творение рук человека руками человека-разрушителя.
Донецкий аэропорт – с одной стороны, это как символ борьбы за независимость, с другой, как ничем неоправданный вандализм. Эти руины даже восстанавливать теперь нет смысла. Просто в голове крутится вопрос: «Зачем?» Его можно применить к Славянску, Иловайску, Горловке, еще десятку других донбасских городов и поселков, подвергаемых по сей день бессмысленным обстрелам со стороны ВСУ. Ведь у любой военной операции, как наступательной, так и оборонительной, должен быть свой смысл. Банально списывать снаряды? Но ведь не за счет жизни мирных людей! Биться за аэропорт Донецка, который уже не представляет ценности не только из-за разрушенных терминалов, но и не пригоден для взлетов и посадок самолетов, тоже можно считать безумием. Последний вылет рейсового самолета отсюда был осуществлен в 7.10 утра 26 мая 2014 года, после чего опустела и сама «взлетка», и здание аэропорта, превратившиеся в арену ожесточенных боев.
«Вероятно, ни одно сражение войны в Донбассе не вызывало столько эмоций и боли у участников событий и наблюдателей, как борьба за аэропорт Донецка, – считает историк Евгений Норин. – Осада аэропорта ополчением Донбасса шла более восьми месяцев. Стоял и пал Славянск, Новороссия пережила сумасшедшее лето 2014 года, подписали и забили на перемирие, а аэропорт продолжал оставаться недостижимой целью атак. Его долгое удержание показало, насколько опасным противником в действительности может быть украинская армия при благоприятной обстановке и адекватном руководстве, а победа над «киборгами» стала по-настоящему выстраданным успехом для ополчения, свидетельствующим о серьезном качественном росте войск Новороссии. В аэропорту украинская армия была представлена хорошими сильными частями, с другой стороны, успеха добились в конечном итоге наиболее боеспособные отряды ополчения. В войне за Донбасс были битвы более масштабные, более динамичные, но, пожалуй, не было более жестокой и бескомпромиссной».
Как на всякой войне, в боях за донецкий аэропорт родились и свои герои. Вероятно, что в Киеве названы фамилии тех, кто погиб под его руинами и причислен к определенному рангу мужества – мертвые сраму не имут. Со стороны бойцов ополчения ДНР здесь нашли свою славу, подтвержденную в дальнейших боях, такие известные даже за пределами Донбасса люди, как Михаил Толстых и Арсен Павлов, известные по своим позывным Гиви и Моторола. Тогда, в 2014-15 годах, их имена только появлялись на слуху, причем при многих других важных боевых операциях, но большей частью при выбивании украинских националистов из донецкого аэропорта.
Ополченец с позывным Гиви стал одним из самых умелых командиров ДНР и настоящей живой легендой. Именно Гиви со своим батальоном воевал в донецком аэропорту. Уроженец Иловайска Михаил Толстых стал одним из организаторов «иловайского котла», когда со своей ротой две недели удерживал город от ежедневных попыток прорыва.
О бесстрашии этого человека, который взял позывной Гиви в честь своего деда, воевавшего на фронтах Великой Отечественной (грузинские корни у Гиви – от прадеда), ходили легенды. Он не пригибался под выстрелами, проводил самые отчаянные и, на первый взгляд, безумные операции и неизменно добивался военного успеха. Журналисты называли этого молодого полковника (на день гибели Михаилу Толстых было 36 лет) грузинским перевоплощением знаменитого генерала войны 1812 года Петра Багратиона.
Моторола - Арсений Павлов в донецком аэропорту был похоронен дважды – сначала по слухам, которые растиражировали СМИ. Но погиб он гораздо позже, после взрыва в лифте дома, в котором проживал в Донецке со своей семьей. Его пытались уничтожить не только физически, но и в информационном пространстве, поэтому и тиражировали сообщения то о ранении, то о смерти. А тогда, в 2015 году, он со своими бойцами сумел в буквальном смысле слова выковырять украинских националистов из подвалов донецкого аэропорта и отрапортовать об окончательной победе.
Аэропорт Донецка стал ключевой позицией в силу ряда причин. Изначально ВСУ планировали использовать его как посадочную площадку для военно-транспортной авиации, способной перебрасывать подкрепление в район разраставшихся боевых действий. Но после 26 мая 2014 года здесь так и не смог приземлиться ни один самолет. Подкрепление первое время украинская армия перебрасывала вертолетами, но и они впоследствии прекратили вылеты из-за угрозы быть сбитыми ПЗРК ополченцев. Определенную ценность представляла диспетчерская башня, с высоты которой можно было корректировать огонь артиллерии, но после того, как ее отвоевали ополченцы, украинские орудия ее полностью разрушили.
Попытки штурма аэропорта с переменным успехом шли весь октябрь и ноябрь, – повествует историк Евгений Норин. – Бои в это время разворачивались достаточно хаотично. На "трехмерном" поле боя противники перемешивались. Ополченцы использовали в боях свои наиболее закаленные отряды — "Спарту" Моторолы и "Сомали" под командой Гиви. Постепенно, хотя и крайне медленно, они очищали от противника строения аэропорта. В ход шли все способы досадить неприятелю. Постепенно украинцы сдавали позиции. Правда, оптимизму на ополченской стороне фронта не способствовали два обстоятельства. Во-первых, оставались в руках ВСУ главные призы: диспетчерская вышка и новый терминал. Во-вторых, все-таки часто проявлялась изначально иррегулярная природа ополченских отрядов. Боевые качества повстанческих групп оказывались очень неровными. Если одни подразделения демонстрировали высокий уровень боевого духа и выучки, другие могли совершать прискорбно дилетантские ошибки. Иногда это приводило к большим трагедиям».
21 января 2015 года в официальных украинских СМИ было заявлено о провале очередной попытки ВСУ овладеть донецким аэропортом. Украинская армия и националистические батальоны с тяжелыми потерями отступили от донецкого аэропорта. На следующий день официальный Киев признал, что окончательно утратил контроль над этой территорией. А в самом Донецке состоялся «парад» пленных украинских солдат из аэропорта, которых потом передали украинской стороне вместе с флагами их подразделений и гробами погибших.
…Донецкий аэропорт сейчас похож на огромный Дом Павлова в Сталинграде (нынешний Волгоград), который было решено оставить в том виде, в котором он остался после войны, как памятник борьбе с фашизмом. Аэропорт, скорее всего, восстановят, когда закончится война с украинским национализмом и Донбасс сможет зажить мирной жизнью, без ежедневных обстрелов.