«Черная дыра» для НАТО: как Россия строит сверхтихие ударные субмарины
Практически бесшумные, словно тени крадущиеся в глубине. За это российские неатомные подводные лодки часто называют – «черными дырами». С приходом на флот нового поколения кораблей проекта 677 типа «Лада» эти качества станут еще более явными. Первый из них - «Санкт-Петербург» уже несет службу на Северном флоте. Второй - «Кронштадт» будет спущен на воду в 2018 году. Следом за ним флот получит лодку носящую имя «Великие Луки».
«Лада» идет на смену знаменитым подводным лодкам проекта 677 типа «Варшавянка». Это именно их в свое время прозвали «черными дырами», так как по своим характеристикам и возможностям эти лодки стали настоящим проклятием для кораблей НАТО. Благодаря дизель-электрической энергетической установке наши подводные лодки могут скрытно действовать в прибрежных районах Балтийского, Баренцева или Черного морей, ничем себя не обнаруживая, постоянно держа в напряжении экипажи боевых кораблей возможной торпедной атакой.
В ходе операции Воздушно-космических сил России в Сирии «Варшавянки» показали себя не только как «убийцы» кораблей, но и носители стратегического оружия. Пуск крылатых ракет большой дальности «Калибр» с борта подводной лодки «Ростов-на-Дону» показал, что неатомная лодка способна решать еще стратегические задачи, поражая высокоточным оружием береговые цели.
Подводная лодка «Лада» разработана Санкт-Петербургским ЦКБ «Рубин». Водоизмещение этих субмарин - 1,75 тысячи тонн. Длина - 67, ширина - 7,1 метра, скорость подводного хода - 21 узел, автономность плавания - 45 суток. В процессе строительства этих лодок научно-исследовательские организации и предприятия военно-промышленного комплекса выполнили более 200 опытно-конструкторских работ.
Их результатом стало создание современных эффективных малогабаритных, малошумных, с минимальным энергопотреблением комплексов радиоэлектронного вооружения и корабельного оборудования. «Лады» снабжены новейшим противогидролокационным покрытием корпуса. В состав их вооружения входит современный гидроакустический комплекс, способный обнаружить малошумные цели на больших расстояниях.
В отличие от «Варшавянки» «Лада» почти в два раза меньше. И во столько же более мощная по своему вооружению. Помимо имеющегося традиционного минно-торпедного вооружения, это 6 торпедных аппаратов 533-мм в носовой части лодки (18 торпед или мин), 677-й проект - первая в мире неатомная подводная лодка, оснащенная специализированными пусковыми установками для крылатых ракет. Это еще 10 вертикальных пусковых установок в средней части корпуса корабля. С их помощью «Лада» будет способна запускать сразу два типа ракет: дальнобойные «Калибры» и сверхзвуковые противокорабельные «Ониксы». Особенностью их применения, по сравнению с кораблями предыдущих поколений, станет возможность залпового пуска ракет. Это значительно повысит вероятность уничтожения сложных, хорошо защищенных целей. Таких как большие надводные корабли и даже авианосцы.
Особенность «Оникса» заключается в том, что система искусственного интеллекта, реализованная в головке самонаведения ракет, позволяет ракете действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера. Именно в залпе раскрываются все непревзойденные тактические возможности российской разработки. Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения.
В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. По некоторым данным, на базе «Оникса» идет создание гиперзвуковой ударной системы «Циркон».
Не менее интересен и «Калибр». Ракета оснащается комбинированной системой наведения, позволяющей ей лететь на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, что делает ее полет незаметным для систем ПВО/ПРО противника. Полет ракет проходит по заранее заложенному маршруту, составленному по данным разведки относительно положения цели и наличия средств противовоздушной обороны. Ракеты способны преодолевать зоны развитой системы ПВО, что обеспечивается предельно малыми высотами полета и автономностью наведения в режиме «радиомолчания».
Коррекция траектории полета ракеты на маршевом участке осуществляется по данным подсистемы спутниковой навигации и подсистемы коррекции по рельефу местности. Ракета оснащена мощной 450-килограммовой фугасной боевой частью с возможностью воздушного подрыва, что существенно увеличивает зону поражения. Разработан вариант ракеты с кассетной боевой частью, комплектуемой осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами для удара по площадным и протяженным целям.
Но, пожалуй, главным отличием кораблей 677 проекта от лодок предыдущего поколения станет использование в их конструкции воздухонезависимых – анаэробных энергетических установок. Эти устройства позволят лодкам не всплывать на поверхность для пополнения запаса воздуха и подзарядки аккумуляторов, из-за чего они могут выдать свое местоположение. С анаэробной установкой «Лада» сможет находиться в подводном положении, не выдавая своего присутствия, до нескольких недель. В сочетание с низкой гидроакустической заметностью, мощным ударным вооружением это сделает корабли 677 проекта настоящими «черными дырами». Не считаться с возможным присутствием, которых не сможет ни один натовский капитан.