Автомат Никонова - уникальное оружие превосходства: когда «Абакан» придет на смену «Калашникову»
Техническое наследие СССР
Испытания автомата Никонова завершились в 1991 году, практически одновременно с распадом СССР. В итоге плод многолетних научно-исследовательских и конструкторских работ оказался под обломками развалившегося государства. Спустя шесть лет его все же приняли на вооружение: ижевский завод выпустил несколько тысяч автоматов, после чего деньги на перевооружение армии закончились. АН-94 обрел статус «технического наследия СССР» и был почти забыт.
Сегодня оружие Никонова по-прежнему остается не у дел. И это при том, что именно оно победило в конкурсе «Абакан», подразумевавшем замену АК. Отчасти, это можно объяснить сложной судьбой «потерянного поколения»: в бардаке 90-х небольшая партия АН-94 была передана в войска без всяких объяснений. Что за оружие, в чем его преимущество? Иногда к нему даже не прилагались стандартные наставления, объясняющие устройство и назначения механизмов. При этом мало кто знал, что еще в 80-х годах Главное ракетно-артиллерийское управление сочло автомат Никонова единственным образцом, чья сумма характеристик достаточна, чтобы начать тотальное перевооружение армии.
Война – не стрельбище
Отечественные наставления по стрелковому делу называет огонь очередями – основным видом стрелковой подготовки. Первым положением рычажка-переводчика у «Калашникова», после предохранительного, является «АВ» - автоогонь. И большинство стандартных армейских упражнений выполняется именно очередями, но почему, когда быстрее и проще выучится стрелять одиночным огнем.
Герои кинобоевиков палят очередями, чтобы буквально нашпиговать врага пулями. Понятно, что это всего лишь примитивный вымысел. В действительности, автоматический огонь требуется не для того, чтобы нанести противнику больший урон (поразив его несколько раз), а для того, чтобы вообще в него попасть.
Разумеется, что стрельбище или тир имеют мало общего с полем боя. Адреналин, дефицит времени на производство выстрела, неудобное положение, невозможность на глаз точно определить дистанцию, наконец, подвижность «мишеней» – и отличники стрелковой подготовки на поле боя легко превращаются в двоечников. Так каким образом компенсировать неизбежные ошибки прицеливания? Ответ прост, как ситец: нужно дать по противнику очередь – хоть одна пуля, да попадет. Эта нехитрая формула была выведена во время масштабных сражений Второй мировой войны
Человек – не пулеметный станок
Советское наставление 50-х годов предписывало солдату – если он засечет позицию снайпера, весь магазин нужно выпустить одной очередью. Однако сегодня такой совет выглядит наивным: опытный стрелок скажет, что подавляющее большинство пуль уйдут не в точку прицеливания.
Дело в том, что человек – не пулеметный станок, он восприимчив к отдаче. Каждый последующий выстрел в очереди все дальше уводит оружие с линии и все больше нарушает изготовку стрелка. В этом смысле автоматы первого поколения себя не оправдали и распространенные западные образцы под «полновесный» винтовочной патрон 7,62 оказались бесполезны в режиме автоогня. АК и АКМ показали лучший результат, но все равно не удовлетворяли требованиям военных.
Стало ясно, что эффективность автоматического огня зависит от возможности оружия сделать серию выстрелов, пока ствол хотя бы приблизительно «смотрит» на цель. Только в этом случае пули будут рассеиваться вокруг мишени. Один из методов решения задачи – снижение уровня отдачи. Это было реализовано в автоматах второго поколения – АК-74 и М-16.
Второй способ – наращивание темпа стрельбы. Идеально, чтобы какое-то количество пуль успело покинуть ствол раньше, чем тело стрелка начнет воспринимать отдачу. Однако в классической схеме это нереализуемо: оружие должно обладать скорострельностью свыше 6 тысяч выстрелов в минуту.
Третье поколение
Работы над принципиально новым оружием третьего поколения с 70-х годов велись в СССР (программа «Абакан»), США и Германии. Конструкторы трех стран пытались достигнуть максимальной скорострельности при стрельбе короткой очередью. Но фактически только СССР, находившийся в то время на пике научно-технического развития, смог вытянуть третье поколение автоматов. Применив оригинальную лафетную компоновку, Геннадий Никонов создал оружие, производящее два выстрела за один полный цикл работы автоматики. Две пули покидают ствол быстрее, чем человек успевает ощутить отдачу.
Что это дает на практике? Две пули, выпущенные почти одновременно, из-за разброса ствола создают линию покрытия. Причем точно там, куда был нацелен автомат. У того же «Калашникова» вторая пуля из-за отдачи в очереди неизбежно уходит правее и выше точки прицеливания. Погрешность растет вместе с дистанцией: чем дальше цель, тем выше вероятность, что вторая пуля улетит «в молоко».
Таким образом, при стрельбе в сложных условиях, особенно по движущимся или появляющимся на короткий промежуток времени мишеням, «Никонов» демонстрирует тотальное преимущество над «Калашниковым». Согласно протоколу сравнительных испытаний автоматов, на 160 очередей у стрелков из АК приходится 48 попаданий. У стрелков, вооруженных АН-94 –106 попаданий в цель!
С момента принятия АН-94 на вооружение прошло двадцать лет, и, конечно, сегодня автомат уже нуждается в доработках. Однако предполагаемые затраты на модернизацию «Никонова» - ничто по сравнению с тем, сколько средств и труда было вложено в программу «Абакан» во времена СССР. И совершенно очевидно, что лучше заняться его модернизацией, нежели начинать разработку перспективного автомата с чистого листа.