Лента новостей
Лента новостей
02:19
ЦАХАЛ нанес удары по южному пригороду Бейрута
02:18
Члены «Хезболлы» за сутки выпустили по Израилю около 80 снарядов
01:36
На Украине уклонист отбился от военкомов слезоточивым газом
01:10
Видео
Радио Звезда победило в двух номинациях на конкурсе «Радиомания»
01:07
ЦАХАЛ призвали жителей южного пригорода Бейрута эвакуироваться
00:36
ВСУ девять раз за сутки обстреляли территорию ДНР
00:08
В Госдепе признали попытки США помешать отношениям между РФ и Китаем
00:02
Мичман 48 часов не сходил с командного мостика в боях за остров Даго в ВОВ
23:33
В ЮНЕСКО не утвердили доклад без упоминания погибших журналистов из РФ
22:44
Видео
Пулеметчик показал быстро зачищенный от ВСУ поселок в Курской области
21:48
Макгрегора признали виновным в изнасиловании
21:28
За три недели справки участника СВО получили более 115 тысяч бойцов
20:37
Видео
Путин объявил о начале серийного производства ракет «Орешник»
20:15
Видео
Каракаев: «Орешник» способен поразить цели во всей Европе
19:42
Видео
Путин: ракета «Орешник» является современной, новейшей разработкой
19:41
Видео
Путин: Россия будет продолжать испытания таких систем, как «Орешник»
18:54
Видео
В Москве прошло заседание Совета по защите интересов РФ в Арктике
18:52
Видео
Лавров заявил, что Зеленский испугался пуска Россией «Орешника»

Над водой со скоростью 450 км/ч: куда полетит уникальная «Чайка»

Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о новых планах по созданию уникальной машины, которая может и леnать, и плавать.
16 июля 2017, 09:40
Реклама
Над водой со скоростью 450 км/ч: куда полетит уникальная «Чайка»

ЦКБ им. Алексеева из Нижнего Новгорода – создатель боевых экранопланов и судов на подводных крыльях объявило, что возобновляет работы над новым многоцелевым экранопланом «Чайка-2». Он сможет перевозить не только грузы, но и пассажиров. Его поставки предполагаются не только отечественным компаниям, но и на внешний рынок. Заявлены и характеристики машины. Она сможет выходить на необорудованное побережье с уклоном в 5 градусов, базироваться на воде и аэродромах уровня 2-го класса. Не исключена его эксплуатация и в зимнее время при скорости ветра до 12 м/с. Крейсерская скорость самого экраноплана будет варьироваться от 350 до 450 км/час. При грузоподъемности до 9 тонн и вместимости  пассажиров до 100 человек, дальность полета машины - до пяти тысяч км.

Картинка


Что и говорить, характеристики заявлены приличные. Они сразу напомнили о предшественнике «Чайки» - ракетном корабле-экраноплане проекта 903 «Лунь». Ту машину за рубежом прозвали «Каспийским монстром» Ее испытания проходили на море, в которое впадает Волга. Там ее обнаружили и засняли американские спутники-шпионы. Шума она в те годы наделала много. Еще бы! Экраноплан, способный лететь над водой на высоте 1-5 метров со скоростью в 500 км/час, нес на своем борту шесть пусковых установок сверхзвуковой ракеты «Москит», которую на Западе называли «Солнечный ожог». Спасения от нее не было и нет; причем не только корвету, эсминцу или фрегату, но и авианосцу.


Ракета подлетает к цели зигзагами в облаке водяной пыли на высоте 3-4 метра над волной. Ее невозможно увидеть не только глазом, но и обнаружить радиолокатором. А потом она поднимается над целью вверх, как кобра, и с огромной силой бьет по цели, пробивая палубу или надстройку, и взрывается там, разметая внутренности вражеской посудины. Боялись этот экраноплан наши недруги очень сильно. Ни у кого в мире не было подобной техники, которая на десятилетия обгоняла свое время. И все попытки создать что-либо подобное в тех же Соединенных Штатах заканчивались полным провалом.

Картинка


К сожалению, развертывание подразделений таких кораблей-экранопланов, способных не только наносить удары по кораблям и военно-морским базам противника, но и использоваться в качестве спасателей, санитарных судов, для доставки срочных грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера, не получилось. Проблема оказалась в том, что наступили лихие девяностые, развал Советского Союза и все вытекающие из этого последствия. Денег на строительство, эксплуатацию и содержание экранопланов, а их должно было быть не меньше восьми, не только класса «Лунь», но и других, не оказалось. Затянувшийся спор, по какому ведомству их числить – по ВМФ или ВВС, тоже привел к тому, что готовить экипажи никто не брался. И последний из числа уникальных кораблей-экранопланов сейчас ожидает отправки в музей.


В Гособоронзаказе на 2010-2020 годы такого проекта нет. И разговоры об их возрождении не ведутся. Но может быть гражданский вариант внучки «Луня» - многоцелевого экраноплана «Чайка-2» заинтересует военных? Вопрос, как говорится, интересный. Правда, для того, чтобы предлагать эту машину военным, ее сначала нужно создать, испытать и доказать, что она пригодна и безопасна для эксплуатации. Дело в том, что гражданский предшественник «Чайки» маленький экраноплан «Волга-2», рассчитанный на перевозку восьми пассажиров, потерпел аварию в 2004 году, столкнувшись на реке с одним из судов на подводных крыльях. С тех пор производством экранопланов никто не занимался. Вопрос о компетенции инженеров и конструкторов КБ Алексеева не стоит. Нет сомнений и в том, что завод, где делали в прошлом экранопланы, справится с такой задачей. Но остается открытой проблема: кто вложит деньги в создание такой уникальной машины?

Картинка


Заинтересовать ею военных сложно по нескольким причинам. Во-первых, не понятно, для чего она нужна. Ударами по кораблям вероятного противника заниматься «Чайке» ни к чему. Для этого есть другая техника. Например, атомные подводные крейсера проекта 841 с крылатыми ракетами на борту или новые многофункциональные атомные подводные крейсера проекта 885 «Ясень» с «Калибрами».


Да и какое вооружение может взять на борт экраноплан грузоподъемностью в 9 тонн? Только ПЗРК, гранатометы, пулеметы. Использовать его для перевозок груза и людей в труднодоступные районы? Это можно делать транспортными вертолетами, хотя и не на предельную дальность, на какую была способна первая «Чайка». Разве что иметь ее на случай оказания немедленной спасательной помощи терпящим бедствие в море? Можно. Но не слишком ли дорого будет обходиться содержание одного-двух таких кораблей-экранопланов, подготовка для них экипажей и тренировки? Все надо считать и понимать, единственное ли это средство для подобной цели или можно вспомнить о самолетах-амфибиях. Например, об А-40 «Альбатросе». Словом, покраска «Чайки» в цвета «хаки» - вопрос пока неоднозначный.

Картинка


Другое дело – создать эту машину для Юго-Восточной Азии. Там, в краю тысячи островов, где уже десятки лет трудятся суда на воздушной подушке или на подводных крыльях, прародителями которых было КБ Алексеева, такая машина, как «Чайка-2», наверняка пригодилась бы. Но внедриться на тот рынок, заинтересовать его российским пассажирским экранопланом будет также трудно, как и воссоздать его. Хотя, как мы знаем, под лежачий камень вода не течет. Поэтому остается только пожелать КБ Алексеева упорства и удачи.

Реклама
Реклама