Умные бомбы и управляемые ракеты: зачем персы привезли в Москву свое оружие
Второй раз подряд иранские компании и организации принимали участие в Международном аэрокосмическом салоне в подмосковном Жуковском. В своем шале они представили несколько интересных экспонатов, которые ранее еще нигде не демонстрировались публично. Например, умную бомбу для беспилотных летательных аппаратов и ракету класса «земля – воздух» для популярного противотанкового комплекса.
В один из дней работы МАКС-2017 его посетили глава Организации авиационной промышленности Ирана при Министерстве обороны ИРИ Абдолкарим Банитарафи и чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России Мехди Санаи.
По-крупному у персов есть три причины для участия в выставках на территории России с военной продукцией. Первая – компании и организации оборонно-промышленного комплекса ИРИ мало куда пускают по причинам политического характера, а без активного маркетинга продвинуть свою продукцию на экспорт получается плохо. Между тем салон в Жуковском снискал высокую популярность среди военных, промышленников и чиновников стран развивающегося мира, и те, посещая МАКС, порой заходят и к персам – поинтересоваться, что те продают и как дорого? Вторая – персы хотят наладить долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с Россией в деле разработки и производства военной техники. Для этого нужно присутствовать на подходящих выставочных площадках и вести поиск заинтересованных партнеров, что лучше получается когда «под рукой» образцы продукции и помещения для переговоров. Третья причина – продвижение имиджа Исламской Республики как цивилизованного государства, готового к развитию взаимовыгодного партнерства с другими странами мира.
Посетители аэрокосмического салона МАКС-2017 могли получить представление о масштабах авиационно-космического кластера иранской промышленности и техническом уровне его изделий, ознакомившись с информацией, представленной на объединенном стенде 16 ключевых компаний, и пообщавшись со стендистами.
За годы после Исламской революции 1979 года персы создали мощный оборонно-промышленный комплекс, включающий 180 предприятий, занимающихся аэрокосмическими программами. Среди них 125 специализируются на разработке и производстве авиационной и ракетной техники. Большинство входят в систему министерства обороны и министерства науки, исследований и технологий. Согласно официальной статистике в период с 2010 по 2015 год количество специалистов, занятых в различных областях авиационной и авиакосмической промышленности ИРИ, выросло с 38 000 до 78 000 человек.
Управляемая авиабомба Sadid
О достижениях иранских специалистов можно судить по представленной на стенде в павильоне D-3 корректируемой (управляемой) авиабомбе Sadid, специально спроектированной для ударных беспилотных летательных аппаратов. Она выпускается на производственных площадках государственной холдинговой компании Defense Industries Organization. Предназначается для уничтожения самолетов, как на отрытых площадках, так и в ангарах, а также бронированной техники и автомобилей противника.
КАБ Sadid отличается небольшой массой – всего 34 кг (против 250 кг у самой «маленькой» российской КАБ-250, также представленной на МАКС-2017) и габаритами: длина 1,6 м, диаметр – шесть дюймов (152 мм). С целью облегчения конструкции широко применяются композиционные материалы. Боевая часть – типа smart fragmentation, выполнена с предварительной подготовкой поражающих элементов, конфигурация которых и направление разлета определяются в зависимости от типа цели.
Представленный образец оснащен оптической головкой самонаведения. Кроме того, разработан вариант с лазерным подсветом. В том и другом случаях обеспечивается попадание в квадрат со сторонами 2,5 м. Для корректирования траектории используются четыре концевые аэродинамические поверхности, а для повышения несущих свойств – четыре неподвижные, закрепленные крестообразно на корпусе бомбы.
Подчеркнем, что МАКС-2017 послужил площадкой для первого открытого показа общественности КАБ Sadid. Между тем подобные боеприпасы активно применяются в Сирии против мятежников и джихадистов с БПЛА иранской разработки и производства типа Shahed 129 и других. Отметим, что эти машины органично дополнили арсенал Сирийской арабской армии (САА) и контингента ВКС России на авиабазе Хмеймим.
Рядом с полноразмерной КАБ Sadid выставлялась масштабная копия другой управляемой бомбы – GBU-78/A Ghased, которая является иранским развитием американской GBU-15. Эта КАБ имеет массу 1100 кг, длину более четырех метров и предназначается для применения с самолетов фронтовой авиации. Благодаря электрооптической головке самонаведения бомба наводится на цель автоматически (без участия оператора), и достигается точность попадания три метра при радиусе поражения 900 м.
Управляемая ракета Ghaem-M
Вниманию посетителей МАКС-2017 также представлялась управляемая ракета (УР) Ghaem-M стартовой массой около 20 кг. Она предназначена для уничтожения вертолетов и беспилотных летательных аппаратов противника, летящих с превышением до 2000 м. Максимальная дальность стрельбы – 6 км, которая преодолевается за 26 сек. Скорость на маршевом участке полета составляет 240–310 м/сек.
Управление осуществляется оператором, использующим электронно-оптический прицел. Целеуказание лазерным лучом ведется в полуавтоматическом режиме. В отличие от Sadid подрыв головной части осуществляется не в момент физического контакта с целью, а при помощи дистанционного взрывателя. Боевая часть массой 1,7 кг содержит полтысячи заранее сформированных осколков.
УР Ghaem-M применяется с вертолетов и наземных средств, главным образом стандартного пускового устройства противотанкового комплекса типа TOW. Дело в том, что представленная на МАКС-2017 ракета представляет собой очередную «прибавку» к обширному семейству ракет TOW (сокращение от Tube-launched Optically-tracked Wire-guided). Первоначальная BGM-51 была разработана в 70-е годы для армии США, а впоследствии нашла широкий спрос по всему миру. Основной вариант управления – по проводам, но есть версии с радиокомандным и лазерным наведением. В процессе эволюции дальность стрельбы три километра была удвоена, а пробиваемость брони возросла многократно.
На практике локальных конфликтов ПТРК TOW продемонстрировали высокую эффективность. Они огромными партиями закупались в США монархическими государствами Персидского залива и через посредников массово отгружались в адрес мятежников, ведущих боевые действия против законного правительства в Дамаске. Благодаря высокой насыщенности линии фронта этими ПТРК мятежникам удалось выбить сотни единиц бронетехники САА. К настоящему времени эффективность комплекса TOW снизилась за счет применения правительственными войсками специально разработанных технических средств, ставящих помехи системе наведения ракеты на цель.
На основе образцов, полученных еще при шахе, а также более современных, приобретенных на вторичном рынке, персы наладили серийный выпуск TOW под созвучным обозначением Toofan. Производитель – Defense Industries Organization. Ракеты иранской сборки в большом количестве поставляются правительственным войскам Сирии, ливанскому движению «Хезболла» и отрядам народного ополчения. Иранцы проводят работы по модернизации Toofan и его вариантов с целью учесть сирийский опыт боевого применения, повысить надежность, эффективность и универсальность комплекса.
В практическом плане УР Ghaem-M интересна тем, что ее можно поставлять в части, оснащенные стандартными пусковыми установками ПТРК Toofan, и тем самым повысить их возможности по борьбе с воздушными целями типа «вертолет» и «беспилотный летательный аппарат».
Иран осваивает космос
Среди прочих экспонатов на иранском стенде можно было видеть полноразмерные модели искусственных спутников Земли типа FAJR (навигационный + видовая разведка) и TOLOU-1 (дистанционного зондирования земной поверхности с передачей изображения на наземный пункт). Для вывода на орбиту используются ракеты-носители Safir-e-Fajr и Simorgh соответственно. Разработчик спутников – Iran Electronic Industries. Кроме того, на стенде были представлены элементы аппаратуры для ракет-носителей и космических аппаратов, турбореактивный двигатель типа Toloo-4 тягой 350 кг для крылатой ракеты, роторный мотор (конструкции Ванкеля) SERAT-2 мощностью 60 л. с. для беспилотных летательных аппаратов, различная оптоэлектроника и авионика. Также выставлялись масштабные модели учебно-боевого самолета Kosar, по характеристикам приближающегося к Як-130, и нескольких вертолетов вместимостью от двух до восьми пассажиров.
Большой интерес у посетителей вызвал легкий разведывательный беспилотник Yasir массой 21 кг, выставленный в полноразмерном виде. Эта машина используется в Сирии правительственными войсками. Рядом можно было увидеть масштабные модели ударных БПЛА Karar III (он же Ababil Jet с реактивным двигателем), Mohajer 6 (взлетной массой 600 кг) и разведывательного Hamaseh (415 кг), выпускаемых HESA (Iran Aircraft Manufacturing Co.) и компаниями-смежниками в составе Aviation Industries Organization (AIO). Благодаря экономичным моторам и высоким несущим свойствам планера Mohajer 6, Hamaseh и Yasir способны держаться в воздухе от восьми до 12 часов.
Как нам показалось, члены иранской делегации на МАКС-2017 не столько представляли продукцию собственной промышленности, сколько изучали российскую. Персы не скрывают желания «подтянуть» собственный ОПК до уровня передовых промышленно развитых государств мира и для достижения поставленной цели готовы плотно сотрудничать с россиянами. Однако на пути нашего взаимодействия стоят международные санкции. Согласно соглашению JCPOA (Joint Comprehensive Plan of Action) с шестью ведущими державами мира, подписанному в июне 2015 года, в обмен на замораживание иранской ядерной программы в течение последующих пяти лет санкции будут постепенно сниматься. Персы с нескрываемым нетерпением ждут их полной отмены в 2020 году. Надеются, что это откроет путь к более широкому взаимодействию между оборонно-промышленными комплексами наших стран. Тем более что к этому подталкивают события в Сирии, где военнослужащие и военные советники из России и Ирана сообща борются с международным террористическим интернационалом.