Подрезать NASA крылья: почему США никуда не улетят без России
Аргументировали просто: без РД-180, производимых в России, американские ракеты-носители Atlas не смогут летать. Однако против восстали сенаторы во главе с республиканцем Маккейном, выдвинув встречный аргумент: «Мол, не должны могучие североамериканские штаты зависеть от какой-то "региональной державы"». В итоге в военном ведомстве США были вынуждены заявить, что они откажутся от РД-180 к 2019 году.
С одной, правда, малюсенькой оговоркой, на которую почти никто не обратил внимания. Суть ее заключалась в том, что, если американским разработчикам не удастся создать аналогичный двигатель, срок совместного сотрудничества будет продлен. И буквально в середине нынешнего лета стало известно, что поставки российских двигателей для американских ракет могут продолжиться до 2024-2025 года. Своим мнением на этот счет поделился гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (сюда входит АО «НПО Энергомаш», где производятся двигатели) Юрий Власов. При этом было сказано не только про РД-180, но и про РД-181, на которых летают американские носители Antares. И сделано это было без особой помпы и акцента на чье-либо превосходство – ровно так, как и должно происходить в рамках цивилизованного экономического сотрудничества.
Могу предположить, что после прочтения вышеизложенного обязательно найдется «специалист» из числа либералов, который возразит, что космическая отрасль США вполне обойдется без этих двигателей, которые и российскими-то можно назвать с большой натяжкой. И их продолжают покупать лишь потому, что была сделана предоплата в рамках ранних договоренностей. Когда же действие контракта закончится, РД-180 никому будут не нужны. Да и вообще, вся эта история сегодня, с точки зрения материальной, уже больше выгодна нашей стороне, нежели американской. Позволю себе с этим не согласиться.
Когда американская компания General Dynamic, в чьем ведении находились «Атласы», объявила тендер на разработку нового двигателя (1995 год), его безоговорочно выиграл «Энергомаш». Американцев устроила и цена, и главное – качество. У российского предприятия оставался очень хороший задел с времен Союза, и сделать двигатель с характеристиками, подходящими для американских ракет, особых проблем не составило. Все права и документация на РД-180 действительно была передана американцам, которые в соответствии с условиями тендера разместили производство двигателя на заводах «Энергомаша». То есть де-юре он стал продуктом российско-американского сотрудничества, но де-факто не перестал быть российским! По поводу РД-181, разработка которого велась силами нашего предприятия специально для «Антареса» – здесь тем более говорить не о чем. Хочется лишь напомнить, что оба двигателя являются прекрасными продолжателями своих прародителей – РД-107 и РД-108, которые обеспечили Советскому Союзу первенство в космосе и позволяют России лидировать в пилотируемой космонавтике по сей день.
Никто не утверждает, что без российских двигателей военно-космическая программа США окажется не дееспособной. Мы знаем, что американцы очень рассчитывают на свой двигатель Vulcan BE-4, который идет на смену РД-180 и который совместное предприятие ULA, принадлежащее компаниям «Боинг» и «Локхид Мартин», должно начать поставлять в 2019 году, но... Между «должны поставлять» и «начали это делать», как показывает практика, иногда бывает очень большой временной промежуток. И каковыми будут результаты очередных стендовых испытаний американского Vulcan BE-4, сегодня никто предсказать не берется.
А вот главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский с уверенностью утверждает, что пока аналогов российскому двигателю у американцев нет. Иначе бы они не отодвигали срок перехода на свои двигатели вправо; сначала на 19-й год, а теперь выясняется, что и к 20-му вряд ли успеют. Поэтому сегодня выбор у представителей американской космонавтики не очень богатый: либо они берут движки, произведенные в России, либо заказывают пуски своих ракет на стороне – у европейцев, или китайцев. Ну а поскольку второе значительно дороже, да и вряд ли американцы захотят, чтобы к запуску их спутников будь-то гражданского или военного назначения кто-то прикладывал руку, они продолжают идти по первому давно проверенному пути. Для справки: по состоянию на середину лета 2017 года ракеты-носители семейства «Атлас» совершили 77 успешных пусков с помощью двигателей РД-180.
Для обывателей, которые наверняка могут задастся вопросом – зачем Россия поставляет двигатели для ракет США, которые только и мечтают о том, чтобы направить их против нашей или другой «недружественной» страны – полковник в отставке Мураховский делает следующее пояснение. И AtlasV и Antares – это всего лишь одноразовые средства вывода на орбиту космических спутников. А значит, ни о каком ракетном ударе по кому бы то ни было не может быть и речи.
Теперь, что касается материальной заинтересованности. Вне всякого сомнения, этот контракт выгоден для российской стороны. Стоимость одного двигателя, помимо обязательного набора услуг, связанного с его облуживанием, превышает 10 миллионов долларов. И было бы глупо отказываться от таких денег во имя каких-то амбиций. Но при этом следует иметь в виду, что американские разработки аналога нашего РД-108 по одним данным оцениваются в три миллиарда долларов, по другим – в пять. Так что еще нужно посмотреть, для кого этот контракт выгоднее.
Но самое главное не это. Российская сторона в вопросе космического двигателестроения ни разу даже не попыталась встать в позу. Ни при темнокожем Обаме, но при розовощеком Трампе: «Мол, мы в ответ на ваши санкции…» Потому что руководствовалась и продолжает руководствоваться здравым смыслом. Холод в межгосударственных отношениях рано или поздно все равно сменится оттепелью, и сохраненное экономическое сотрудничество в космической сфере очень пойдет на пользу обеим державам.