Господство во всем: в чем преимущества принятого на вооружение Су-35С над любым противником
Сверхманевренный, невидимый для локаторов и ракет, способный одинаково эффективно поражать воздушные и наземные цели истребитель Су-35С принят на вооружение. Группировка этих машин будет определять превосходство Воздушно-космических сил России над любым противником в ближайшее десятилетия вплоть до появления в войсках новейших комплексов 5-го поколения Су-57. Но и тогда Су-35С будет «лучшим из лучших», оставаясь квинтэссенцией всего самого современного, что было создано в российской боевой авиации за последнее время.
Восторженные эпитеты, применяемые к Су-35С, неслучайны. До официальной презентации перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА – Т-50) Су-35 считался на Западе российским ответом американским F-22 Raptor и F-35 Lightning. Именно он представлялся главной угрозой в бою и конкурентом на экспортном рынке. Причина этого в том, что именно на Су-35С впервые применены технологические решения и установлено оборудование, свойственное более совершенному, 5-му поколению авиатехники. При этом в отличие от сверхдорогих F-22 и Т-50 Су-35С остается все в той же ценовой нише, что и сверхпопулярные на рынке истребители семейства Су-37/30. Су-35 стоит, как и его предшественники поколения 4+, 30–38 млн долларов, что как минимум на треть ниже цены Т-50 и втрое – F-22.
Кроме совершенной аэродинамической схемы планера, у Су-35С еще очень много достоинств. Это первый российский боевой самолет, получившей двигатель 117С. Этот мотор специально создавался для истребителей 5-го поколения. Он отличается увеличенной тягой в 14,5 т, цифровой системой управления, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения.
Любопытный факт раскрыл и один из строевых летчиков, летающих на Су-35С. В интервью агентству РИА пилот рассказал, что летать ему приходилось почти на всех типах современных истребителей, однако Су-35С намного их превосходитх. Он легок в управлении и невероятно маневренный. При этом самолет способен исчезать с экрана неприятельских радаров в момент так называемого зависания.
Как объяснил пилот, все системы слежения за воздушными целями основаны на эффекте Доплера. То есть цель может быть отслежена только во время движения. Благодаря особой конструкции сопел Су-35 может на несколько секунд в прямом смысле слова зависнуть в воздухе и в этот момент исчезнуть с радаров.
С 5-м поколением Су-35С роднит и полностью цифровая кабина. По некоторым данным, по компоновке и оборудованию она практически такая же, как и у Су-57. В ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них большие цветные жидкокристаллические экраны. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления двигателем заменены электрическими. Это экономит не только место и вес, но и позволяет сделать управление истребителем более точным, ввести в него параллельный (дистанционный) контроль.
На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие. При этом часть сложных пилотажных режимов, например полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, машина берет на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.
На Су-35 впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс – БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача – собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС. Но может и без них.
Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис» – уникальный на сегодня по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам он близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис» видит цели на дальностях 350–400 км. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150–200 км – железнодорожный мост, за 100–120 км – катер, за 60–70 км – установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков и поразить их все.
Председатель Военно-научного комитета вооруженных сил – замначальника Генштаба генерал-лейтенант Игорь Макушев говорит, что в ходе применения Су-35С в Сирии машина показала не только высокие эксплуатационные качества, но и боевые. При максимальной боевой нагрузке в восемь тонн истребитель берет на боевое задание авиационные бомбы, ракеты «воздух – воздух», а также впервые применяет противокорабельную крылатую ракету Х-35У.
«В ходе апробации самолет Су-35С осуществлял применение корректируемых авиационных бомб и управляемых ракет "воздух – поверхность", – сообщил генерал-лейтенант. – Высокие точностные характеристики показала корректируемая авиационная бомба с пассивной головкой самонаведения КАБ-500КР. Выполнены пуски управляемой ракеты "воздух – поверхность" Х-29ТД, а также противокорабельной ракеты Х-35У, доработанной для боевого применения по наземным целям».
«Кроме того, с учетом оснащенности Су-35С комплексом радиоэлектронного противодействия "Хибины", а также управляемыми ракетами "воздух – воздух" большого радиуса действия самолет выполнял задачи по прикрытию ударных групп авиации патрульным сопровождением и постановкой заслонов в воздухе в районе выполнения боевой задачи», – уточнил Макушев.
Из этих слов можно сделать вывод, что Су-35С – не только истребитель завоевания господства в воздухе. Машина может считаться по-настоящему многофункциональным комплексом, способным выполнять задачи по борьбе с воздушными, наземными и морскими целями. При этом истребитель будет использовать весь спектр управляемого и неуправляемого вооружения. А применение модифицированных крылатых ракет Х-35У свидетельствует, что у машины есть еще и большой потенциал модернизации.
Истребитель 5-го поколения Су-57 появится в войсках еще не скоро. Его освоение и доведение до ума – процесс небыстрый. От первого Су-27 до его самой совершенной модификации Су-35 прошло 35 лет (первые Су-27 поступили в летные части в 1982 году – авт.). Поэтому в ВКС всегда позиционировали Су-35С как переходную ступень перед появлением в войсках машины следующего, более совершенного поколения. На Су-35С летчики должны начать освоение техники будущего, учиться грамотно применять ее в бою, отполировывая на практике требования к Су-57. С принятием на вооружение Су-35С, независимо от того, когда в части поступят первые комплексы 5-го поколения, высокотехнологичное будущее наших ВКС наступило.