Мифические русские подлодки у берегов Швеции: зачем Стокгольм кричит о вторжении Москвы
Подводный аппарат длиной двенадцать и высотой три метра якобы оставил свои следы на дне Балтийского моря в порту города Евля на востоке Швеции. Об этом пишет газета Dagens Nyheter со ссылкой на доклад двух неназываемых экспертов. По их словам, с помощью эхолота им удалось обнаружить явные признаки присутствия иностранной субмарины, напоминающим сверхмалую разведывательно-диверсионную подводную лодку «Тритон» (сверхмалая субмарина для доставки морских диверсантов). Данные экспертов были направлены в Минобороны Швеции.
«Инцидент», по словам исследователей, произошел еще 29 июля и стал грубейшим – преднамеренным вторжением субмарины в территориальные воды Швеции. Впрочем, ни Минобороны, ни внешнеполитическое ведомство страны, как это бывало раньше, не стали спешить с публичными заявлениями. Для Стокгольма русские субмарины сродни национальной забаве – игре в прятки, в которой все ищут, но ничего не находят. Например, как это было в 2014 году, когда был якобы были перехвачены переговоры, свидетельствующие о том, что на русской субмарине произошла авария и она терпит бедствие. Тогда по тревоге был поднят и брошен на поиски загадочного подводного объекта практически весь шведский флот.
Министр обороны Швеции Петер Хульквист тут же созвал экстренное заседание Комитета по вопросам обороны Риксдага. Под предлогом продолжения поисков неизвестной субмарины Швеция закрыла воздушное пространство над Стокгольмским архипелагом. Гражданским судам было приказано держаться на расстоянии 10 километров от военных кораблей, вовлеченных в поисковую операцию. Для поиска были привлечены военные вертолеты и самолеты.
На этом фоне был опубликован проект бюджета Швеции, в котором было сказано, что: «Правительство решило не продлевать действие плана совместных мероприятий с Россией, регулирующего сотрудничество между вооруженными силами стран». Это означало, что сотрудничество шведских и российских военных приостановлено. Правительство Швеции утверждало, что российские военные «действуют все более вызывающе в регионе Балтики», где имели место «нарушения территориальной целостности стран» региона. Исходя из этого, документ требовал скорейшего усиления обороноспособности страны. Прошел год и очень тихо, и, как бы между делом, начальник оперативных вооруженных сил Швеции, контр-адмирал Андерс Гренстад сделал заявление. В нем он признал что лодки, якобы замеченной в 2014 году в водах Стокгольмского архипелага, не было. За русскую субмарину приняли некий технический корабль.
27 октября 1981 года вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна села на мель шедшая в надводном положении советская подлодка C-363 проекта 613. Скандал получился похлеще посадки Матиаса Руста на Красную площадь Москвы. Шведы негодовали от того, что советская субмарина смогла пройти по секретному фарватеру шириной 12 метров, опять же напомним, в надводном положении, и остаться незамеченной до самого момента посадки на мель. Танцы с «бубном» продолжались вокруг корабля десять дней. Шведы даже успели организовать морские экскурсии к субмарине.
В этой ситуации советская сторона лишь констатировала навигационную ошибку, допущенную экипажем в 50 морских миль. Поэтому всплывшая вечером в сгущающемся тумане субмарина проигнорировала огни, как оказалось, шведского маяка и сигналы береговой РЛС и продолжала идти собственным курсом, пока через полтора часа не уткнулась в чужой берег. Советские моряки все это время были уверены, что возвращаются в порт приписки Балтийск. Утром, как и положено в шпионских детективах, корабль обнаружил простой рыбак и лишь после сигнала бдительного гражданина всполошились военные.
Понятно, что, как и в истории с Матиасом Рустом, головы полетели по оба берега Балтийского моря. Но шведы, не будучи членами НАТО, выбили у Брюсселя средства на укрепления обороноспособности. Поверить в то, что все произошедшее - ошибка русских, было нелогично. Все-таки субмарина села на мель не где-нибудь, а вблизи самой секретной базы ВМС, что само по себе уже повод для паники. Ошибся экипаж или нет, но лодка фактически вышла на расстояние торпедной атаки. Как бы там ни было, но история постепенно сошла на нет, став тем самым запалом, который каждый раз готов привести к воспламенению в двусторонних отношениях.
Что же планировали сдетонировать в этот раз? Возможно, что новость стала эхом завершившихся российско-белорусских стратегических учений «Запад-2017». В их рамках Военно-Морской Флот России провел масштабные маневры в море. Но вероятней всего другое. Дата обнаружения следов русской субмарины в порту Евля совпадает с началом 8-го Международного военно-морского салона (МВМС-2017) в Санкт-Петербурге. В его рамках был представлен проект новейших ударно-разведывательно-диверсионных подводных лодок П-650. Как было сказано в буклете, при водоизмещении всего 720 тонн корабль предназначен для скрытной доставки к берегу групп специального назначения и сил специальных операций, минирования акваторий и даже нанесения ракетных ударов по берегу.
В ЦКБ «Малахит», где создан корабль, его прямо называют наследником сверхмалых подводных лодок советского флота проекта 865 «Пиранья». Одну из последних действующих лодок этого проекта можно было увидеть в комедии «Особенности национальной рыбалки», в эпизоде, который, возможно, высмеивал инцидент 1981 года, с той лишь разницей, что незадачливые герои кинофильма вскрывали не противолодочную оборону военно-морской базы, а возвращали забытую на территории Финляндии водку. Смех смехом, но появление П-650 для Швеции - повод еще раз поставить старую пластинку и на волне антироссийской истерии еще раз получить финансовые преференции от НАТО.