МиГ-29 между прошлым и будущим: история русской «Точки опоры»
Переход от истребителей третьего поколения к четвертому связан с трагическими событиями вьетнамской войны. В апреле 1966 года Советский Союз поставил Северному Вьетнаму истребители МиГ-21, которые столкнулись в небе с американскими F-4 Phantom II. Именно эти воздушные бои дали понять, каким будет самолет будущего.
Горький опыт войны
Тогда считалось, что маневренный воздушный бой ушел в прошлое, а с самолетов даже снимали авиапушки. Зачем они нужны, если противника можно запросто уничтожить с помощью ракет за десятки километров? Однако война показала, что реальность всегда отличается от теории.
F-4 обладал лучшим локатором, однако МиГ-21 был более маневренным. И неожиданно для американцев именно последнее оказалось решающим. С мая по декабрь 1966 года они потеряли 47 самолетов против 12 вьетнамских. США учли горький опыт и начали разработку истребителей F-16 и F-15, а Советский Союз в свою очередь – МиГ-29 и Су-27.
Старший брат, младший брат
Су-27 и МиГ-29 только внешне кажутся похожими, но на деле они – машины разных классов, и особенно хорошо это заметно, если увидеть два самолета рядом. Концепция о том, что в ВВС страны оптимально соотношение 80% легких истребителей и 20% тяжелых, появилась еще в 1960-е годы и была принята повсеместно. Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности для выполнения определенных задач, не всегда выгодно. Именно поэтому в СССР было решено создавать сразу два самолета.
Военные хотели, чтобы истребитель имел высокую скорость и одновременно хорошую маневренность. Началу проектирования предшествовали долгие и мучительные поиски внешнего облика. Всем было понятно, что требования, предъявленные самолету военными, выполнить при существующих аэродинамических схемах просто невозможно. В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в трубах были продуты десятки моделей, пока не обнаружли эффект, который прозевали американцы.
Оказалось, что если создать острый наплыв на фюзеляже, то на крыле начинают появляться вихри, которые в свою очередь создают высокое разрежение воздуха и, как следствие, подъемную силу. Нужно подчеркнуть, что самолет не имеет такого понятия, как «фюзеляж», у него есть «корпус»: в создании подъемной силы принимает участие вся машина.
Секрет успеха
Работа по созданию машины была связана с большими трудностями. Самолет был меньше Су-27, а поэтому и требования к размерности и весу оборудования были более высокими. На то, чтобы вместить внутрь корпуса все необходимое, конструкторам понадобилось три года. Кроме того, проблемы доставляли и двигатели РД-33, которые сегодня считаются одними из самых надежных, а тогда находились на стадии доводки и часто выходили из строя. В том числе из-за этого позже в ходе испытаний была потеряна опытная машина. К 1976 году была начата сборка первого прототипа машины. На снимке ниже – первый экземпляр МиГ-29 (9-12/1) (фотография предоставлена РСК «МиГ»).
Началу полноценных испытаний также помешал и чрезвычайный случай. Шестого сентября 1976 года летчик одного из дальневосточных авиаполков Виктор Беленко перегнал самолет-перехватчик МиГ-25П в Японию. Машина была возвращена СССР, однако американские военные успели ознакомиться с ее секретной «начинкой». Нужно было в срочном порядке переделывать почти все бортовое оборудование на нескольких сотнях МиГ-25. Было решено провести модернизацию этих самолетов, и на нее было брошено много сил КБ.
Тем не менее 6 октября 1977 года первый опытный МиГ-29 поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя Александра Федотова. Позже к испытаниям подключились и другие пилоты, в том числе Анатолий Квочур.
«Колокол» над Фарнборо
Самолет стал во всех смыслах прорывным для отечественной авиации. Это уже не отдельно взятый истребитель, а часть огромной системы, если так можно выразиться, «наконечник копья». Машина работает в связке с наземными РЛС и другими самолетами. Система управления вооружением являла собой комплекс нового поколения. РЛС был способен отслеживать сразу несколько целей, при этом выбор самой опасной происходил в автоматическом режиме. Автоматизированы были и другие процессы, что позволяло пилоту сосредоточиться на управлении истребителем.
Кроме того, самолет имел оптико-квантовую станцию, которая с помощью теплопеленгатора и лазерного дальномера могла обнаруживать цели в зоне видимости. В отличие от радиолокатора эта станция не давала облучения. Пилот получил нашлемную систему, которая позволяла направлять ракету на цель поворотом головы.
МиГ-29 был и остается лучшим самолетом для ближнего боя, и это связано в том числе с его выдающимися маневренными характеристиками. О том, что МиГ-29, как и Су-27, способен выполнять такие фигуры, как «колокол» и «кобра», весь мир узнал на авиасалоне Фарнборо, где впервые были представлены советские самолеты, в начале 1990-х годов. Для иностранных специалистов показательная программа МиГ-29 стала настоящим шоком: ни один истребитель в мире выполнить многие показанные фигуры высшего пилотажа был не в состоянии. В прессе заявляли, что МиГ-29 «украл выставку».
Интересно, что даже спустя 40 лет после первого полета самолет остается популярным, ролики с ним набирают миллионы просмотров. Так, два года назад было опубликовано видео под названием «вертикальный взлет МиГ-29», где самолет после взлета летит вертикально, как ракета. Собственно, в этом нет ничего удивительного: тяговооруженность истребителя при нормальном взлетном весе – 1,09 кгс на 1 кг веса.
Югославская бойня
Самолет применялся более чем в десяти военных конфликтах, начиная с войны в Афганистане, но одним из самых примечательных фактов боевого применения остается операция НАТО в Югославии.
Ударные силы НАТО составляли 282 самолета, позднее их число выросло до 639. Силы для разведки и электронного противодействия в начале войны состояли из 66 самолетов, потом их количество возросло до 84. Силы непосредственного командования в ходе боевых действий выросли с 20 до 29 самолетов. Силы логистической поддержки состояли из 62 самолетов, а в конце войны были расширены до 252. Всей этой армаде противостояло 14 МиГ-29 и 34 МиГ-21. Никаких шансов у югославов не было, но...
По официальным данным альянса, за 11 недель операции «Союзная сила» боевые потери составили два самолета. По данным Министерства обороны Югославии, ВВС и ПВО страны был уничтожен 31 самолет (включая один F-117), шесть вертолетов, 11 беспилотных летательных аппаратов и примерно 40 крылатых ракет. ВВС Югославии потеряли около 11 истребителей МиГ-29.
В известной на весь мир истории о сбитом «самолете-невидимке» F-117 до сих пор нет ясности. По официальной версии НАТО, он был уничтожен ЗРК С-125 в районе деревни Будановцы, однако существует версия, что его мог сбить пилот МиГ-29, визуально обнаружив самолет. Подтверждений этой информации нет, однако примечательно, что пилот F-117 позже рассказывал, что удар был для него совершенно неожиданным (не сработали системы оповещения) и что «не помнит, как рванул кольцо катапульты».
Как бы там ни было, югославские МиГи без спутниковой навигации, мощных наземных РЛС и самолетов ДРЛО смогли продолжать полеты вплоть до конца боевой операции сил коалиции. И это говорит о многом.
Темные времена
Развал страны и последовавший за ним кризис больно ударили по всей авиации России и по МиГу в частности. В отличие от Су-27 МиГ-29 был в первую очередь истребителем для завоевания превосходства в воздухе. Он мог наносить удары по наземным целям, но эти задачи считались второстепенными. В то же время на международном рынке были более востребованы многофункциональные самолеты.
Выжить предприятию помог заказ Индии на палубную версию МиГ-29К. Первый полет эта машина совершила в 1988 году. Самолет получил инфракрасный пеленгатор целей, новую РЛС «Жук-МЭ», позволяющую ему обнаруживать цели на расстоянии до 200 км. Кроме того, улучшен планер, что позволяет нести до 5,5 т боевой нагрузки. В 2007 году состоялся первый полет двухместной версии истребителя МиГ-29КУБ.
МиГ-29СМТ – попытка превращения самолета в полноценную многофункциональную машину. За счет дополнительных топливных баков за кабиной пилотов и в хвостовой части удалось увеличить дальность полета в в 3,5 раза, а боевую нагрузку – до 5 500 кг. Кроме того, прошла глубокую модернизацию и почти вся «внутренняя начинка» машины. Также он получил модернизированные двигатели РД-33 с отклоняемым вектором тяги. В сентябре стало известно о переброске этой версии МиГ-29 на авиабазу Хмеймим в Сирию, откуда он наносит удары по террористам.
Тридцать пятый
На авиасалоне МАКС-2017 в центре внимания был представленный несколькими месяцами ранее многофункциональный истребитель МиГ-35. Это глубокая модернизация МиГ-29К. Самолет имеет полезную нагрузку в 6 000 кг, пониженную радиолокационную заметность, повышенные надежность и живучесть, срок службы, ресурс самолета и двигателей. Стоимость летного часа снижена в 2,5 раза в сравнении с МиГ-29, самолет имеет в том числе средства РЭБ и открытую архитектуру БРЭО.
Миг-35 неприхотлив в обслуживании, может использоваться с грунтовых полос. По своим характеристикам это самолет поколения 4++, который может вести воздушные бои и наносить удары по наземным целям.
Самолет может заинтересовать те страны, которые имеют относительно небольшие территории и/или небольшой военный бюджет. Тридцать самолетов российское военное ведомство заказало для ВКС РФ. А значит, МиГ-29 остается одним из сильнейших истребителей и XXI века и будет стоять на вооружении России и других стран еще много лет.