Исследовательский центр ВВС Минобороны РФ займется боевым потенциалом авиационной техники
Научно-исследовательский центр г. Люберцы в составе ЦНИИ ВВС Минобороны России выполняет функции головной организации в проведении актуальных системных военно-научных исследований систем эксплуатации и ремонта авиационной техники.
Также НИЦ проводит прикладные исследования, испытания и экспертные работы в области обеспечения безопасности полетов, обоснования эксплуатационно-технических требований к образцам авиационной техники и вооружения системы вооружения ВКС и морской авиации ВМФ, а также военно-научного сопровождения образцов авиационной техники и вооружения на всех этапах их жизненного цикла.
Решаются ежедневно возникающие перед эксплуатационной наукой актуальные задачи поддержания боевого потенциала и оперативного восстановления исправности авиационной техники, обеспечения безопасности полетов воздушных судов при решении задач государственной авиации.
Зарождение и становление НИЦ организации выпало на первые годы Великой Отечественной войны. Тяжелейшая обстановка на фронтах характеризовалась острой нехваткой самолетов, большим количеством неисправных летательных аппаратов ВВС, получивших боевые повреждения на земле и в воздухе. Усугубляло положение то, что перед войной началось перевооружение Советской военной авиации на новые типы самолетов. Военно-воздушным силам срочно требовалось создание научно-экспериментальной базы, которая обеспечила бы разработку научно обоснованных методов эксплуатации и технологий ремонта АТ, разработку и внедрение практических рекомендаций для войск и авиационной промышленности, обмен опытом между отдельными ремонтными органами, повышение квалификации работников ремонтной сети ВВС, а также освоение ремонта поступающей на фронт новой АТ.
В июле 1942 года была создана Научно-экспериментальная база (НЭБ) по ремонту материальной части ВВС РККА. 29 октября 1942 года состоялся приказ №1 начальника НЭБ о формировании базы с дислокацией на станции Павшино Московской области. Уже в декабре 1942 года было начато выполнение нескольких научно-тематических работ, связанных с изысканием методов и разработкой технологий ремонта лопастей воздушных винтов, топливных баков, несиловых деталей и обшивки планеров. За годы войны личный состав НЭБ ВВС внес большой вклад в повышение эффективности функционирования ремонтной сети ВВС и обеспечение боеготовности авиационных частей.
В послевоенные годы преобразованная в Центральную научно-экспериментальную базу по ремонту материальной части ВВС Красной Армии НЭБ была перебазирована сначала в Калининград, а затем в подмосковные Люберцы.
Постановлением Совета Министров СССР от 31 августа 1957 года ЦНЭБ ВВС преобразован в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (НИИ ЭРАТ ВВС). За годы существования института был создан научный потенциал, позволяющий решать самые сложные задачи, связанные с обеспечением боеготовности авиационных частей, эффективности использования авиационной техники и безопасности полетов и в 1962 году НИИ получил статус государственного.
В 60-х годах создавались спецгруппы по исследованию аварий и отказов авиационной техники, образовывались отдельные летающие лаборатории. В марте 1968 года 13 ГосНИИ принял участие в беспрецедентном по своим масштабам расследовании причин катастрофы самолета УТИ МиГ-15 № 612739, в которой погибли герои Советского Союза полковник В.С.Серегин и первый космонавт полковник Ю.А.Гагарин.
В 1971 году было проведено исследование спускаемой капсулы космического корабля «Союз-11», в результате которого была выявлена причина возникновения опасного отказа космического аппарата, приведшего к гибели космонавтов Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова, В.И.Пацаева. Устранение указанного производственного недостатка позволило обеспечить в дальнейшую безопасную эксплуатацию космических кораблей «Союз».Группам сотрудников 13 ГосНИИ дважды присуждалась Государственная премия СССР – за разработку и внедрение научных основ методов инженерно-авиационного обеспечения в 1972 году и за комплекс научных методов и технических средств установления причин отказов и аварий авиационной техники в 1979 году.
С 1987 года 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС становится головным в Министерстве обороны СССР по проблемам эксплуатации и ремонта авиатехники на всех стадиях ее жизненного цикла.
В современной российской истории после ряда реформирований в структурах ЦНИИ Минобороны России Научно-исследовательский институт (г.Люберцы) вошел в состав ЦНИИ ВВС.
За три четверти века, что научно-исследовательский центр сопровождает интенсивную смену поколений авиационной техники, связанную с заменой поршневой авиации на более сложную по конструкции реактивную, сформировались уникальные военно-научные школы, разработан комплексный подход к организации эксплуатации сложных технических систем, который в настоящее время базируется на научной основе совершенствования их эксплуатационных характеристик.