Убийца авианосцев: почему новая ракета для Ту-22 испугала Пентагон
Ту-22М3 (по обозначению НАТО – «Бэкфайр») в настоящее время активно применяется для выполнения боевых задач в Сирии. Машины с высокой эффективностью наносят бомбовые удары по объектам террористов с высоты пять тысяч метров. Однако главное их предназначение – борьба с авианосными соединениями противника. Только в советском Военно-Морском Флоте когда-то было более 10 полков «Бэкфайров», сведенных в пять дивизий. Примерно столько же машин было и в Военно-воздушных силах. В каждом авиационном полку стояло по 20 Ту-22М, которые в зависимости от дальности полета могли нанести удар 40 или 60 ракетами Х-22 «Буря» (AS-4 Kitchen («Кухня») по натовской классификации).
Ракета Х-22 - предшественница и фактически сестра-близнец новой Х-32. При весе около 6 тонн, длине в 12 метров ракета несла фугасную или ядерную боевую часть весом в тонну. Но не это делало ее опасной. Главной «фишкой» «Бури» стала траектория захода на цель. Ту-22М поднимал Х-22 на высоту в 20 километров и производил сброс изделия. Машина включала стартовый двигатель и поднималась еще на десять километров, после чего производила горизонтальный полет в поисках цели. За несколько километров до нее машина делала так называемую «горку» - резко поднималась вверх, а затем, словно скатываясь с ее вершины, разгонялась до 3 Махов и начинала пикирование на корабль или авианосец противника.
Даже обнаружив ракету радарами, сделать против нее что-либо было невозможно. Шеститонная машина с чудовищной боевой частью, словно метеорит, неотвратимо падала на палубу. Ракета совершенно спокойно выдерживала очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», а также попадание одной ракеты типа AIM-7 «Спэрроу» или двух-трех типа AIM-9 «Сайдвиндер». Даже современная американская противоракета SM-3 вряд ли бы ее остановила. Огромная скорость и масса Х-22 делала из нее настоящий таран, выжигающий дыры в несколько десятков квадратных метров в бортах кораблей. Выжить после такого попадания не мог ни один корабль.
Впрочем, у достоинств есть и свои недостатки. «Буря» имела сложную систему подготовки к применению. На ракете стоял жидкостной ракетный двигатель. Для его работы было необходимо заправить Х-22 тремя тысячами литров крайне токсичного топлива на смеси несимметричного гептила и концентрированной азотной кислоты. Эта заправка представляла сложную и опасную спецоперацию, требующую неукоснительного соблюдения техники безопасности. Проводилась непосредственно перед вылетом бомбардировщика, т.к. долго хранить ракеты, заправленные активно «парящим» окислителем и не менее токсичным топливом, было нельзя. В случае отмены боевого вылета и слива топлива, баки ракеты промывались специальным нейтрализующим раствором и осушались. Все эти операции личный состав проводил в костюмах химзащиты. Малейший пролив гиптило-азотной смеси мог привести к гибели.
О существовании Х-32 стало известно в 2013 году. Тогда в сети Интернет появлялись фотографии, сделанные на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. На них был запечатлен Ту-22М3, выполнявший экспериментальные полеты с подвешенными под крыльями красными макетами ракет Х-32. Командование ВКС о новой разработке тогда ничего не сказало. Все, что известно об Х-32 из открытых источников, это то, что она унаследовала внешний вид своей предшественницы. Доработки и апгрейды внутри. На Х-32 используется существенно улучшенный стартовый и маршевый двигатель. Стартовый теперь дает возможность «поднять» ракету на высоту до 40 километров. Очень низкая плотность воздуха на такой высоте позволяет ракете лететь значительно дальше. По некоторым данным, дальность ее полета составляет теперь одну тысячу километров, а скорость увеличилась до 5400 километров в час - это больше 5 Махов и вплотную приближается к гиперзвуку.
Любопытно, но на гиперзвук выходила и Х-22. В середине 90-х годов прошлого века ракета стала испытательным стендом в одном российско-германском проекте. С помощью дополнительных ускорителей «Кухню» легко разгоняли на запредельные гиперзвуковые режимы полета. Видимо, и эта наследственная черта теперь досталась Х-32 только в ином исполнении.
Еще одно нововведение Х-32 - это использование, как автономной инерциальной, спутниковой системы навигации, улучшенной головки самонаведения с радиолокационной станцией, так и заложенных в систему управления машины элементов искусственного интеллекта. «Бурю» научили работать в «стае», обмениваться информацией в полете с другими ракетами, выстраивая план атаки.
Виктор Бондарев считает Ту-22М3 одним из лучших бомбардировщиков современности.
«Ту-22М3 обладают передовыми характеристиками, двигаются на сверхзвуковой скорости в 2300 километров в час на потолке полета, достигают высоты 13 километров, преодолевают расстояние в 6000 километров. Мультифункциональны. Маневренны. Могут наносить высокоточные удары, как по неподвижным, так и по двигающимся целям. Бьют и управляемыми ракетами, и авиабомбами. Имеют большой радиус действия. Любые погодные условия для них не помеха. Современная прицельно-навигационная система позволяет бомбардировщикам применяться даже в темное время суток», - говорит бывший главком.
Появление в арсенале машин ракет Х-32 делает их еще опасней. Ведь теперь они смогут держать на удалении в тысячу километров от наших берегов целые авианосные соединения противника. Причем возможности Х-32, позволяют уничтожать не только одиночные, но и групповые цели, состоящие из нескольких кораблей. Х-32 можно использовать и для поражения наземных объектов. Все это превращает бомбардировщик Ту-22М3М в мощнейшее средство неядерного сдерживания. Например, по противодействию объектам американской НПРО в Восточной Европе. Минобороны неоднократно предупреждало, что группировка Ту-22М3 может быть развернута не только на Севере, Дальнем Востоке, но и в Крыму.