В музее «Битва за Ленинград» приступили к реставрации уникальной техники
Вернуть в строй не имеющий аналогов исполин взялись мастера-реставраторы музея «Битва за Ленинград». Каждое пополнение экспозиции музея - событие. Ведь на поиск и восстановление некоторых экспонатов уходят десятилетия.
Пускай и нехотя, но он заводится. Этот трактор «Сталинец с-60» собрали больше 80 лет назад, в годы войны он утонул в реке, но и его нашли, отреставрировали и теперь он снова на ходу.
На восстановление этой машины уйдет минимум два года. Первый советский артиллерийский гусеничный тягач «Коминтерн», образца 1931 года. В те годы - настоящий технологический прорыв для нашей промышленности.
«Это полноценный артиллерийский тягач, который был создан для транспортировки с большой мобильностью артсистем большого калибра. Обладал большой скоростью, груз мог перемещать в два раза больше своего веса», - сообщил реставратор, сотрудник музея «Битва за Ленинград» Валерий Дмитриев.
Считалось, что во всем мире не сохранилось ни одной такой машины. На ее поиски потратили 10 лет – нашли в болоте в местах боев за Ленинград. Судя по всему, тягач намеренно подорвали, чтобы он не достался немцам, и теперь его тщательно восстанавливают по довоенным схемам, максимально используя «родные» детали. Причем по такому принципу здесь реставрируют всю технику – не только тракторы и танки, но и самолеты.
В отдельном ангаре – советский штурмовик Ил-2. Это уникальная ранняя модель образца 1942 года, одноместная. Сейчас это единственный в мире сохранившийся экземпляр.
На этом Ил-2 герой-балтиец капитан Анатолий Кожин вступил в бой с четырьмя финскими истребителями, смог уничтожить один самолет, но его тоже подбили. Летчик погиб, машина упала в болото, но теперь ее возвращают к жизни. Также, как истребитель Миг-3 – его собирают из фрагментов 20 самолетов, погибших под Ленинградом.
«Здесь абсолютно доказательно – повреждено ржавчиной, какими-то полевыми отверстиями – это, грубо говоря, протокол истории, здесь все дышит историей. Любая деталь – непосредственный свидетель тех событий», - рассказал реставратор, сотрудник музея «Битва за Ленинград» Сергей Терентьев.
Даже ракетницу летчика, чью рукоятку загнуло при ударе об землю, решили не выправлять – так нагляднее.
«Первичен подвиг тех людей, которые управляли этой техникой. Ну и технику не надо преуменьшать ее значение … потому что техника это тоже герой. Которая воевала, обороняла нашу страну и погибла в бою», - считает директор музея «Битва за Ленинград» Олег Титберия.
Сейчас в музее «Битва за Ленинград» собрано около сотни различных экспонатов времен войны. Что-то – например, уникальная коллекция танков Т-34 разных модификаций – полностью на ходу, другую технику ждет сложное и длительное восстановление. Но реставраторы уверены – их усилия того стоят.