Испепелить беспилотники: зачем России противодроновое оружие
От контрафакта до промышленного производства
Локальные конфликты последних лет сопровождались масштабным применением самых разных беспилотников - от собранных «на коленке» до квадрокоптеров с высокой автономностью. Дальность полета в несколько километров и высокая продолжительность полета практически сразу превратили БПЛА в средства фото- и видеоразведки, а в умелых руках квадрокоптеры наделялись способностью не только передавать фотоснимки высокого качества, но и нести взрывчатку с поражающими элементами.
Одним из наиболее опасных с точки зрения угроз с воздуха стал Ближний Восток, который боевики мгновенно превратили в испытательный полигон для малобюджетного смертоносного оружия. Больше всего неприятностей кустарные мастерские, внутри которых террористы массово перепиливали подручными средствами коммерческие дроны в носители самодельных мин, доставили иракским и сирийским правительственным войскам, силами которых проводилась (и проводится до сих пор) войсковая операция по уничтожению радикалов на обширной территории.
Подавляющее большинство таких «самоделок», как созданных на базе коммерческих БПЛА, так и собранных из пластика и дерева в обычном гараже с помощью болгарки и десятка саморезов, уничтожалось с разной степенью успеха: для поражения одних, обнаруженных вблизи стратегических объектов, использовали зенитные управляемые ракеты, для других, обнаруженных непосредственно над местом скопления бронетехники у линии фронта, применяли штатное стрелковое вооружение.
При этом ущерб, нанесенный даже небольшими квадрокоптерами, «навьюченными» самодельными минами, часто позволял боевикам не только выигрывать время для перегруппировки, но и срывать наступательные операции целых подразделений правительственных войск. Особенно остро эта проблема встала перед иракскими военными: зачистка городских кварталов от боевиков в одном только Мосуле сопровождалась атаками смертников и бомбардировками с борта квадрокоптеров одновременно.
Руководство целого ряда промышленных оборонных концернов давно и правильно оценило потенциал такого вооружения: на основе разведывательных малоразмерных БПЛА давно разрабатываются и производятся «ударные» версии, способные планировать прямо на объекты и технику, приводя в действие взрывное устройство внутри корпуса.
Стремление свести угрозу от беспилотников такого типа к минимуму наложило отпечатки и на средства противодействия - противодроновые пушки с самым разным принципом действия практически «прописались» на выставках вооружений.
Дробь против лазера
Одним из самых эффективных и относительно дешевых способов уничтожить дрон по-прежнему остается кинетический удар, при котором боеприпас прямым попаданием физически разрушает квадрокоптер или любой другой БПЛА.
К этому вопросу в разных странах подошли по-разному: следуя собственной традиции отказываться от простых и, как следствие, дешевых средств перехвата, американские военные решили снабдить внедорожники и броневики для армии, особо важные объекты, а также эсминцы и патрульные корабли портативной лазерной установкой с дальностью действия в несколько километров. Расчетную мощность в 10-150 киловатт сочли оптимальной для поражения любых БПЛА противника, однако серийное производство судовых лазеров «уперлось» в стоимость: за создание 30-киловаттных лазеров от американских военных попросили по 40 миллионов долларов за единицу, и после повторного анализа цены и качества от идеи размещения боевых лазеров отказались.
Подобные эксперименты проводили и китайские военные, однако серьезных решений для Сухопутных войск и флота добиться пока не удалось. Дальше остальных продвинулись российские ученые, благодаря которым Сухопутные войска ВС РФ получили мобильный лазерный комплекс «Пересвет», о наличии которого в армейских подразделениях рассказал президент России Владимир Путин.
Для защиты других важных объектов - аэропортов, узлов связи и охраняемых зон - концерн «Алмаз-Антей» (производитель комплексов ПВО С-400) разработал уникальный беспилотник-истребитель, вооруженный дробовиком - такое средство защиты, по словам генерального конструктора концерна Павла Созинова, позволит надежно прикрыть особо важные объекты и сэкономить дорогостоящие зенитные ракеты.
«На сегодняшний день оптимальным способом противодействия таким объектам, с нашей точки зрения, является применение истребителей-беспилотников с использованием в них в качестве оружия даже не мини-ракет и пушек, а обычных многозарядных дробовиков», - отметил Созинов.
Эксперт в области промышленной безопасности Олег Кривенков в интервью телеканалу «Звезда» сказал, что такие системы могут применять как вместе, так и по отдельности - все зависит от типа объекта.
«Лазерные комплексы, оснащенные средствами обнаружения, - это невероятный прорыв с точки зрения безопасности войсковых подразделений. Учитывая средства автоматизации, он дает практически 100%-ную эффективность против таких целей, как разведывательные и ударные беспилотники. Что касается небольших беспилотников, вооруженных средствами поражения - боеприпасами со шрапнелью или дробовиками, - то они существенно дешевле, а при разработке специального программного обеспечения можно разработать своеобразные маршруты патрулирования по периметру объекта, обеспечивая тем самым высокий уровень защиты от вторжений любого характера», - пояснил Кривенков.
Противодроновые войска
В качестве отдельного направления работ эксперты выделяют так называемые противодроновые пушки - компактные и легкие источники направленного электромагнитного излучения с дальностью действия от нескольких сотен метров до нескольких километров. Любопытно, что один из наиболее «свежих» носимых комплексов зарубежного производства, предназначенный для борьбы с беспилотниками противника, практически сразу попал на тестирование к военным. Речь идет об американской IXI DroneKiller - электромагнитной пушке, использованием которой заинтересовалось командование Корпуса морской пехоты, а также целый ряд силовых структур, включая полицию и частные охранные компании.
Одна из российских новинок этого типа была представлена еще в 2017 году: в рамках форума «Армия-2017» российский концерн «Калашников» показал противодроновое ружье REX-1, с помощью которого оператор способен не только «выключать» дроны без их физического уничтожения, но и глушить сигналы Wi-Fi сетей в широком диапазоне, а также нарушать отдельные каналы связи.
В 2018 году свои новинки в этом направлении представила компания «Автоматика», входящая в концерн «Ростех». Для комплексного обеспечения безопасности специалисты компании разработали целый ряд устройств, с помощью которых операторы на земле способны выполнять роль как «атакующих», так и «защитников».
Для защиты от беспилотников противника российские ученые разработали комплекс «Сапсан», принцип действия которого схож с работой комплекса активной защиты бронетехники. Благодаря сверхмощному направленному излучателю и чувствительным средствам обнаружения электроника комплекса способна засечь и поставить на сопровождение любой воздушный объект, включая малоразмерные БПЛА, на расстоянии 100 километров. После обнаружения специальный излучатель «выстреливает» в сторону объекта электромагнитным импульсом, мощности которого достаточно, чтобы «свалить» даже крупный объект, в том числе и тяжелый ударный БПЛА.
Для защиты подразделений и пунктов управления может быть применен комплекс «Таран» - своеобразный армейский комплекс радиоэлектронной борьбы в миниатюре. Устройство оснащено сверхмощным излучателем, с помощью которого в радиусе 900 метров за считаные секунды может быть развернут радиоэлектронный купол, непроницаемый для любых БПЛА, включая разведывательные и ударные.
Не забыли и про персональное оружие: для наиболее оперативного использования личным составом разработан комплекс «Пищаль» - компактное ружье в пластиковом корпусе массой всего три килограмма. По словам главного конструктора проекта Сергея Ширяева, эффект от применения таких средств почти одинаков: беспилотники в зависимости от типа и размеров просто «сходят с ума».
Эксперт в области беспилотных авиационных систем Денис Федутинов в интервью телеканалу «Звезда» подчеркнул, что такое оружие открывает возможность для создания специальных «противодроновых сил быстрого реагирования», сформированных на основе подразделений Сухопутных войск.
«До определенного уровня задачи борьбы с БЛА будут возложены на существующие подразделения ПВО и РЭБ. Вместе с тем технические средства, включая персональное оружие для борьбы с БПЛА и "тяжелые" комплексы для защиты от ударных беспилотников, позволяют развернуть полноценную эшелонированную оборону от беспилотников противника на нижних уровнях, вплоть до взвода», - констатировал эксперт.
Такие меры, по данным специалистов, позволят лишить вероятного противника одного из ключевых инструментов для ведения боевых действий - разведданных, без которых любая, даже самая высокотехнологичная армия окажется «слепой и глухой».