Эксперт рассказал о роботизированном будущем России
Член совета директоров компании «ЛокоТех» и участник ПМЭФ-2018 Алексей Белинский рассказал о первых результатах 22-го Петербургского международного экономического форума. В четверг Clover Group подписал с SAP меморандум о сотрудничестве в области предиктивной аналитики для промышленности.
«Мы успели подписать соглашения по созданию цифровой лаборатории. То есть мы будем тестировать решения SAP, которые подходят для нас, в процессе нашей цифровой трансформации - нашего большого периметра "Трансмашхолдинг" и "ЛокоТех". Мы, если объединенно нас рассматривать, наверное, крупнейшая частная машиностроительная компания в стране, и мы делаем большую ставку на цифровые технологии», - подчеркнул Белинский.
Он также объяснил суть концепции «умный локомотив», которая внедряется в компании с 2016 года.
«Умный локомотив - это локомотив, который обвешан по всем узлам датчиками, который генерит большое количество данных, эти данные обрабатываются нейросетевыми алгоритмами, а затем уже решается какая-то оптимизационная задача», - пояснил Белинский.
По словам главы «ЛокоТеха», данная концепция решает важную задачу - предсказывает возможную поломку локомотива.
«То есть одна из больших проблем для нашего клиента - это то, что локомотив под поездом ломается. Его отцепляют, поезд бросают, везется новый локомотив. Это большие затраты для клиентов, большие затраты для нас как сервисной компании, потому что мы за свой счет это ремонтируем. И, собственно, когда мы можем предсказать, когда откажет машина, мы можем на предыдущем плановом ремонте сделать больше работ и тем самым не дать ему сломаться до следующего планового ремонта. Это система сбора данных, их анализа и подсказки решений для менеджмента», - отметил он.
Белинский также объяснил, когда в поездах будет введена полная автопилотная система.
«У нас в структуре есть компания, которая занимается системами автовведения. То есть в какой-то части автопилоты для железнодорожного транспорта появились гораздо раньше, чем те, что мы сейчас видим для автомобилей. Этим решения более 10 лет, и мы их уже поставляем, и РЖД их активно употребляет. В большей степени это, конечно, связано с помощью машинисту в энергоэффективных режимах введения, за счет этого эта система окупается. Полный автопилот - это более сложная вещь. Над этими технологиями тоже идет работа и у нас, и у наших конкурентов, и у нашего заказчика. Я думаю, что это довольно скорое будущее, когда мы сможем ездить на беспилотных поездах», - предположил он.
По мнению Белинского, процесс введения полного автопилотного управления железнодорожным транспортом осложняется не столько с технологической точки зрения, сколько с нормативной.
«Здесь помимо технологических сложностей есть еще и нормативные. Если технологически мы фактически уже готовы поставить такую машину, то решить нормативные сложности так, чтобы было понятно, кто ответит за какой-то инцидент, сложнее. До тех пор, пока мы не решим эти проблемы, мы не запустим беспилотные поезда», - пояснил представитель «ЛокоТеха».
Рассказал Белинский и о трендах, которые наблюдаются в железнодорожной отрасли в последнее время.
«Увеличение скоростей движения. Это первый серьезный тренд, который виден во всем мире. И наша страна, конечно, серьезно здесь отстает от китайцев и европейцев. Второе - это тренд ухода от ископаемого топлива. Мы постепенно будем все больше переходить на электричество, все меньше мы будем видеть тепловозов. И третье - это, конечно, умные вещи. То есть машины будут умнее с каждым годом, с каждым поколением машин. И это, безусловно, перекликается с ремонтной отраслью, потому что эти локомотивы, эти поезда нужно обслуживать. Соответственно, ремонтная отрасль должна идти в ногу со временем и уметь обслуживать новые, современные, комфортные поезда», - отметил он.
Также представитель «ЛокоТеха» рассказал о развитии скоростного железнодорожного движения в России. По мнению Белинского, запуск такого транспорта осложняется низкой плотностью населения в ряде регионов России.
«Тут есть несколько аспектов. Аспект первый - это окупаемость. Если сравнить плотность населения Японии или Китая и плотность населения России - это совершенно разные вещи. Естественно, там эти проекты окупаются гораздо быстрее. Государство может, безусловно помочь, но на наших расстояниях чтобы доехать на высокоскоростном поезде во Владивосток, нужно будет потратить не неделю, как сейчас, а два-три дня вместо 10 часов на самолете. Выбор очевиден, я бы сел на самолет. И это еще одна проблем. Но я очень надеюсь, что в густонаселенных регионах России правительство найдет возможность субсидировать эти проекты, чтобы мы не отставали от остального мира, а тестировали эти технологии, которые мы в целом готовы поставлять, если на это есть спрос», - выразил надежду Белинский.
Белинский также прокомментировал опасения многих людей, связанные с роботизацией железнодорожной отрасли и, как следствие, возможным сокращением рабочих мест.
«Железнодорожная отрасль кажется такой консервативной, но мы уже давно не ездим на паровозах. Железная дорога - это очень сложный технологический комплекс. И уже приличное количество лет довольно серьезно автоматизированный. Очень много ведется точечных исследований, каких-то научно-исследовательских работ, каких-то внедрений по отдельным аспектам сквозной цифровизации этой отрасли. То, что нас ждет - это, кончено, сквозная цифровизация уже на горизонте пяти лет в аспекте цифрового сбора данных, интеллектуального анализа и построения систем автоматического принятия решения. Если говорить об аспекте сквозной роботизации, которую все боятся из-за того, что роботы у нас могут отобрать работу, я думаю, что мы этого не увидим. Что касается транспорта железнодорожного, по крайней мере, в нашей стране, наверное мы нескоро увидим сквозную роботизацию, так как она просто не востребована, она будет слишком дорога. Плюс здесь есть социальный аспект. Но если мы говорим про малонаселенные регионы, про крайний север, в этой части степень автономизации, степень беспилотности будет высочайшей, потому что есть регионы, в которые очень сложно убедить человека поехать обслуживать технику. И я думаю, что там будут тратиться любые деньги на то, чтобы эта технология была безлюдной полностью», - заключил Белинский.
22-й Петербургский международный экономический форум начал свою работу 24 мая. В нем принимают участие 15 тысяч человек из 140 стран мира. Впервые на ПМЭФ присутствует стенд телеканала «Звезда». На нем смонтирована выездная студия и проходят трансляции новостных выпусков.