От южных гор до северных морей: как охраняется российская граница на ее самых дальних рубежах
В прошлом выпуске «Военной приемки» творческая группа журналиста Алексея Егорова, побывав на самых крайних погранзаставах - из тех, что расположены на российском Севере и Северо-Западе, рассказала о том, как несут в этих местах службу наши пограничники. Нынешним выпуском программы будет продолжен цикл рассказов о стражах границы, приуроченный к 100-летию отечественной погранслужбы.
На этот раз зрителям «Военной приемки» предстоит побывать на южных рубежах России. Живописные горные пейзажи, яркие брызги вод Каспийского моря, удивительные истории - все это станет лишь антуражем к рассказу о той непростой работе, которую день за днем выполняют наши защитники границы во всех уголках страны.
Кавказский акцент
Дагестанский Дербент по праву считается самым древним российским городом. Подтверждено официально, что его возраст превышает две тысячи лет. И с самого начала своего пребывания в составе России Дербент, как и весь окрестный край, выполняет функции своего рода нашего южного форпоста. В свою очередь, селение Куруш можно, без сомнений, занести в «книгу пограничных рекордов»: это самая южная точка нашей страны, дальше на юг - территория уже другого государства. Высота над уровнем моря превышает в этих местах две с половиной тысячи метров. Но зато это уникальные условия для животноводства, основного занятия местных жителей. К слову, по существующему порядку только они могут находиться здесь беспрепятственно: для всех остальных проезд сюда возможен только при наличии пропуска - таковы правила пограничной зоны.
Погранзастава в районе Куруша появилась в начале 1990 годов, когда бывшие закавказские союзные республики обрели независимость и стали самостоятельными государствами. Граница России создавалась здесь с нуля, многое приходилось строить, что называется, всем миром: так пограничники подружились с местными жителями. Курушцы считают бойцов погранслужбы доброжелательными, общительными соседями, хорошими друзьями. Важно отметить, что налаженные отношения с местным населениям имеют значение и с точки зрения служебной необходимости. Важная информация всегда оперативно доводится до сведения представителей погранслужбы.
Именно застава «Калер» (это как раз окрестности Куруша) считается самой южной в России, она находится на границе с Азербайджаном. Условия для службы здесь - суровее не придумаешь: внушительная высота (2 450 метров), покрытые снегом вершины, даже деревьев и тех нет. Но для того, чтобы на заставе можно было нормально жить, в том числе в автономном режиме, предусмотрены все условия. Есть баня, склады со всем необходимым, построена водокачка с установкой для очистки воды, возведена собственная котельная, подключены дизель-генераторы.
Пограничный режим предусматривает в этом краю наличие пунктов пропуска. Один из них, «Яраг-Казмаляр», находится в Магарамкентском районе Дагестана и устроен на мосту через реку Самур. Российским стражам границы пришлось немало потрудиться в противостоянии котрабандистам. На участке выполняющего здесь задачи российского погранотряда в свое время действовал почти десток организованных преступных групп, занимавшихся незаконным перемещением грузов и товаров через государственную границу. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Кстати, борьба с контрабандой - одна из главных задач погранслужбы. Мало кто знает, что в свое время эта работа носила характер таможенно-пограничной службы. Такие задачи выполнял, к примеру, представитель российской таможенно-пограничной стражи Михаил Поспелов - прототип известного по легендарному фильму «Белое солнце пустыни» таможенника Верещагина.
Дело техники
Служба на Кавказе предусматривает и обеспечение особых мер безопасности. Нынче это аксиома. Неслучайно некоторые заставы обустроены не хуже иных крепостей. Созданы блиндажи, подготовлены бойницы, оформлены карточки ведения огня с обозначенными секторами обстрела. К счастью, совсем уж опасных ситуаций удается избегать. Начальник погранзаставы Михаил Заранчевский говорит, что основное содержание службы - это все-таки охрана границы. Работа будничная, хотя и не такая однообразная. В августе прошлого года пограничники задержали здесь двоих лиц, пытавшихся проникнуть из России через границу на территорию сопредельного государства. Оба разыскивались нашими правоохранительными органами за совершение уголовных преступлений.
Сохранять рубежи неприступными стражам границы помогают современные технические средства. Скажем, на пульт дежурного по отделению сводится вся информация по контролю за участком, находящимся в зоне ответственности заставы. Примечательно, что созданием систем по охране границы занимаются те же предприятия, что выпускают средства, применяемые в Кремле или на ядерных объектах. Предприятие НИКИРЭТ изготавливает для пограничников устройства, позволяющие четко отслеживать ситуацию и даже упреждать опасное развитие событий. Скажем, сигнал о потенциальном нарушителе поступает на пульт раньше, чем тот прикоснется к заграждению. Чувствительные элементы чутко реагируют даже на предполагаемую опасность.
Пресечь возможное нарушение границы может помочь и прожектор. Правда, не обычный, а специальный. Луч света у этого фонаря настолько сильный, что может вызвать ожог сетчатки глаза. Ставят такие устройства на самых ответственных участках, под них даже специально оборудуются посты. Они так и называются - прожекторные.
Пограничная служба - не только особая, но и во многом необычная. Ну где еще, скажите, боевые задачи выполняются верхом на лошадях? А вот в наших южных регионах на охрану границы назначаются конные дозоры разведывательно-поисковых групп. И это не экзотика, а необходимость, учитывая характер здешней местности - гористой, пересеченной. Причем пограничники не только содержат лошадей, но и занимаются с ними: на заставе есть даже собственный манеж. Подготовлены и всадники: они способны провести верхом не одни сутки, готовы к ночевкам по-походному.
Моря даль деля на мили
Российские южные границы - это не только гористые слоны Кавказа. Это еще и внушительная часть морской акватории. В Астраханской области морские пограничники обеспечивают охрану границы с Казахстаном. Здесь обустроены совсем уж уникальные пограничные базы - плавучие.Такой дебаркадер (несамоходное судно) служит плавбазой для пограничных катеров и их экипажей. Предусмотрены служебые кабинеты, комнаты отдыха, камбуз, кают-компания. Есть даже своего рода «гостиница» для личного состава патрульных катеров, где они могут передохнуть между рейдами. Имеется на дебаркадере и помещение для временного содержания задержанных лиц. Кстати, для них, как и для всего личного состава, предусмотрены спасательные средства, в том числе гидротермокостюмы.
В роли задержанных нередко оказываются браконьеры, промышляющие незаконной ловлей рыбы в этих местах. Бывает, что «рыбаки» пытаются скрыться, уйти от преследования. Тогда в ход идут сигнальные ракеты (ими пытаются привлечь внимание нарушителей), а в особо серьезных случаях пограничники вызывают вертолет с группой спецназа пограничной службы ФСБ. Шансы нарушителей ничтожно малы, учитывая уровень технического оснащения морских стражей границы.
К примеру, патрульный глиссирующий катер береговой охраны «Мангуст» претендует на звание самого быстроходного не только в пограничном, но и, пожалуй, во всем Военно-Морском Флоте. На воде он может развивать скорость до 54 узлов, а это добрая сотня километров в час! Катер способен находиться в море продолжительное время, на борту к услугам экипажа имеются оснащенный камбуз, санитарный блок, душ. Ну а для тех, у кого намерения не самые добрые, есть и вполне увесистый аргумент - 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки, способный вести огонь как по надводным, так и по береговым и даже воздушным целям на дальностях до двух тысяч метров.