Возвращение гигантов: зачем Россия возобновляет производство «Зубров» и «Мурен»
С производством машин на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена» военно-морской флот получит возможность проводить десантные операции за считанные часы, а промышленность сможет вывести уникальные корабли на международный рынок.
Титан с сердцем от «Медведя»
В Советском Союзе над обеспечением мобильности подразделений ВМФ и их способностью действовать максимально мобильно и быстро работали так же плотно, как и над созданием противоракетного щита или собственного ядерного оружия. Ставкой на многочисленный десант, который как свинцовый град должен был обрушиться на занятый противником берег при поддержке авиации и ракетного удара с надводных кораблей, советские военные делали прозрачный намек, который до всех потенциальных противников СССР должен был дойти предельно быстро. Помимо основных «курьеров войны» - больших десантных кораблей, подвозивших к побережью основные силы, первыми на занятый противником берег учили высаживаться подразделения морской пехоты, доставку которых должны были осуществлять вместительные и быстроходные корабли.
Решение для «первой линии» морского десанта созрело быстро - в середине 60-х коллектив ЦКБ «Алмаз» разработал и предложил военным проект уникального десантного корабля, способного совершать пробеги по морям на скорости почти 100 километров в час. При решении сложной задачи советские инженеры решили отказаться от классического подхода к созданию кораблей - вместо стального корпуса и гребных винтов военным предложили принять на вооружение увеличенный в размерах гоночный катер на воздушной подушке.
Стараниями сотен ученых и инженеров на свет появился малый десантный катер на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», получивший по кодификации НАТО название Aist. Однако за элегантным названием скрывалась чудовищная мощь - чего только стоит энергетическая установка. Совершать «прыжки» через море корабль заставляли два двигателя НК-12 мощностью почти по 15 тыс. лошадиных сил каждый. Через специальный редуктор вся энергия передавалась на четыре воздушных винта, благодаря которым корабль получил возможность разгоняться до скорости в 50 узлов (около 93 километров в час). При этом максимальное водоизмещение машины составляло более 350 тонн, а в десантный отсек загружались два танка или пять БТР с морскими пехотинцами.
Морские дьяволы
Позднее тактика применения десантных групп была скорректирована, и помимо «Джейранов» у ВМФ СССР появились и другие скоростные корабли на воздушной подушке. Одним из самых ярких представителей этого семейства десантных кораблей по-прежнему остается ДКВП проекта 1206 «Кальмар», прозванный в НАТО «Лебедем». Корабль получился на редкость удачным - при небольших габаритах, благодаря которым «Кальмары» могли использоваться прямо с борта БДК 1174 «Носорог». Катера на воздушной подушке могли за один рейс доставлять к побережью один танк, два-три БТР и роту морпехов с тяжелым вооружением.
«Это была серия очень интересных, надежных и относительно недорогих в производстве машин, которые можно было строить крупными сериями. Не десятками, а сотнями единиц», - рассказал в интервью «Звезде» инженер судовых энергетических систем, кандидат технических наук Анатолий Звонников.
Позднее на основе удачной конструкции создали многоцелевой десантный корабль «Мурена», который НАТОвские военные на собственный манер отчего-то назвали «Цаплей». Размеры корабля исходного проекта были значительно увеличены - в результате перепроектирования полное водоизмещение возросло до 150 тонн. Потерей в скорости хода, несмотря на значительное изменение конструкции, удалось избежать. При максимальной скорости в 55 узлов (102 километра в час) «Мурены» оказались способны совершать броски на дальности в 200 морских миль с тремя БТР в десантном отсеке или грузом более 40 тонн.
Правда наибольшую известность среди кораблей этого типа снискали другие корабли - МДКВП проекта 12322 «Зубр», облик которых знают во всем мире. При полном водоизмещении более 550 тонн «Зубры» стали самыми быстрыми судами на воздушной подушке из когда-либо построенных - максимальная скорость кораблей составила 60 узлов (111 километров в час), а дальность хода была ограничена отметкой в 300 морских миль. Именно «Зубры» превратились в идеальный инструмент для доставки десанта - скорость и маневренность были собраны в один корпус.
Экспансия
В конце июля 2018 года точку в спорах о судьбе уникальных кораблей поставил заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов. По его словам, «Зубры» вернутся в состав военно-морского флота до 2027 года. Борисов также заявил, что промышленность определилась и с производителем - десантный корабли на воздушной подушке будет производить Хабаровский судостроительный завод. Всего, по словам вице-премьера, в интересах ВМФ будет законтрактовано несколько десятков кораблей «Мурена» и «Зубр».
Несмотря на то, что в СССР такие корабли строились исключительно для использования собственного военно-морского флота, новые реалии и открытые рынки вооружений позволяют активно продвигать такую технику на экспорт. Тем более, что с ней за рубежом давно знакомы - три «Зубра» до сих пор находятся в составе ВМС Греции, а «Мурены» хорошо знакомы южнокорейским военным, в распоряжении которых также находятся три скоростных корабля.
«Здесь важно понимать, что воссоздать такие технологии - колоссальный рывок вперед. Техника такого типа в крайне ограниченном виде существует только в США, но активным продвижением на экспорт они не занимаются, да и в любом случае, если сравнивать с советской технологией, которую можно доработать современными средствами, американская техника может оказаться сильно дороже. Что касается советских кораблей - их знают, их помнят, и их, совершенно точно будут покупать, когда такая возможность появится», - отметил в интервью «Звезде» военный эксперт, кандидат технических наук Сергей Саблин.
Интерес к боевой технике этого типа проявляют и китайские военные - ВМС КНР, по признаниям экспертов, находятся в состоянии непрерывного развития, и закупка кораблей этого типа значительно расширит возможности НОАК на любом из необходимых направлений.
Важно отметить и другое достижение - для производства десантных кораблей этого типа российской промышленности пришлось заново отстроить весь производственный процесс - от сварки корпуса и создания газотурбинных силовых установок, производством которых будет заниматься рыбинский завод «Сатурн», до полной производственной кооперации. Производство полного цикла позволит не просто воссоздать технологию строительства уникальных кораблей, но и с учетом современных материалов, электроники и программного обеспечения превратить сложные машины в «послушных» стальных гигантов, которые смогут исправно прослужить несколько десятилетий.