Палач авианосцев: на что способен обновленный Ту-22М3М
Шестнадцатого августа произошло одно из самых долгожданных и значимых событий для российских ВКС - на территории Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова состоялась торжественная церемония выкатки первого глубоко модернизированного ракетоносца Ту-22М3М, построенного в рамках глобального обновления самолетов дальней авиации.
Семейство уникальных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М, которых часто называют «младшими братьями» Ту-160, пополнилось глубоко модернизированной версией Ту-22М3М с расширенными боевыми возможностями. Для того чтобы поражать крупные объекты вероятного противника, самолеты вооружили целым арсеналом высокоточных крылатых ракет.
Стальные монстры
Помимо Х-32, «под брюхо» Ту-22М3М могут быть подвешены и другие крылатые ракеты с расширенными боевыми возможностями, которые позволят вывести на качественно новый уровень борьбу с наземными и морскими объектами вероятного противника. Для расширения списка потенциальных целей для ракетоносцев, возможно, доработают целый ряд средств поражения, которыми могут оснащаться все типы самолетов дальней и стратегической авиации, включая Ту-160М2, Ту-95МСМ и новейшие Ту-22М3М.
«Новые ракеты могут применяться для наибольшей универсальности работы по всем типам целей. Их габариты могут быть меньше остальных крылатых ракет, и каждый борт сможет нести сразу несколько таких средств поражения, что позволит значительно расширить количество уничтоженных за один вылет целей», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Дмитрий Корнев.
Генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов уточнил, что бомбардировщик Ту-22М3М будет оснащен новыми противокорабельными ракетами. По словам Конюхова, новый комплекс вооружения сможет принимать современные средства борьбы и новые противокорабельные ракеты.
Цифровой борт
Командующий дальней авиацией РФ генерал-лейтенант Сергей Кобылаш подчеркнул, что новый борт станет своеобразной испытательной площадкой для «старших братьев» - самолетов стратегической авиации Ту-160. По словам командующего, радиоэлектронное оборудование на Ту-22М3М будет устанавливаться на новые Ту-160М2.
При этом Казанский авиазавод будет готов к производству дальнего бомбардировщика следующего поколения ПАК ДА к 2025 году.
Кобылаш добавил, что на такой шаг пошли ради максимально полной проверки всех систем в воздухе, чтобы специалисты имели возможность устранить при необходимости все возможные недочеты системы и ставить на построенные с нуля «стратеги» только проверенное оборудование.
Кроме того, Кобылаш отметил, что модернизированный бомбардировщик получил искусственный интеллект. По его словам, благодаря таким системам новая машина значительно превосходит все зарубежные самолеты по своей эффективности.
Кроме того, командующий дальней авиацией обратил внимание на тот факт, что глубокая модернизация Ту-22М3М наделяет этот самолет абсолютно другими возможностями по сравнению с нынешними строевыми бомбардировщиками. Как сказал Кобылаш, в новой машине большинство систем переведено на цифровую основу, улучшены характеристики навигационного, бомбардировочного и ракетного вооружения, а также увеличена дальность полета.
Реактивный пограничник
Глава ПАО «Туполев» Александр Конюхов ранее отмечал, что глубокая модернизация ракетоносца значительно расширит боевые возможности самолета. Для улучшения Ту-22М3М снабдили новым навигационным, связным и радиотехническим оборудованием, а также установили обновленную систему управления оружием и информационно-управляющий комплекс.
Помимо высокоточных крылатых ракет, новые Ту-22М3М сохранят возможность для высокоточного площадного бомбометания. Невозможную, на первый взгляд, боевую работу машинам обеспечивает прицельно-навигационный комплекс «Гефест», состав оборудования которого позволяет оператору вооружения применять неуправляемые авиационные бомбы с максимальной точностью без использования сверхдорогих блоков наведения.
Командующий дальней авиацией заключил, что решение о начале модернизации самолетов строя Минобороны примет по результатам государственных совместных испытаний. Отдельно отмечается, что программа модернизации авиационных комплексов позволит обеспечить эксплуатацию самолетов стратегической и дальней авиации на долгие годы вперед.
Не в последнюю очередь такого результата удалось добиться благодаря обширному внедрению цифровых систем: до 80% всей бортовой электроники было заменено на современные отечественные электронные компоненты, благодаря которым повышсилась боевая эффективность и значительно увеличился боевой радиус уникального самолета.
По словам экс-главкома ВКС, главы комитета Совета Федерации по обороне Виктора Бондарева, до 2030 года до версии М3М будет модернизировано 30 бомбардировщиков.
Первые машины отправятся в войска уже к 2021 году.