Ультиматум «Охотника»: на что способен новый ударный вертолет Ми-28НЭ
Одним из примеров глубокой модернизации по итогам боевого применения авиации стала свежая модификация вертолета Ми-28НЭ, которую холдинг «Вертолеты России» представил в рамках форума «Армия-2018».
Гром с небес
За время боевых действий в Сирийской Арабской Республике вертолеты армейской авиации ВКС РФ совершили тысячи боевых вылетов - практически все крупные наступательные операции правительственных войск САР сопровождались поддержкой с воздуха. Уникальный боевой опыт при этом получил 91% личного состава армейской авиации. Кроме экипажей вертолетов и самолетов, уникальный опыт получили и наземные службы - навыки обслуживания в условиях реальных боевых действий позволили скорректировать и значительно улучшить программу срочного ремонта, подготовки к боевым вылетам и планового обслуживания авиации. Не остались в стороне и разработчики боевой техники - за время боевых действий в САР были внесены сотни изменений в уже принятые на вооружение образцы ВВТ, в том числе и авиационную технику.
Изменения касались практически всех элементов конструкции авиационной техники - от компонентов бронезащиты до радиоэлектронного оборудования и вооружения. Последней категории уделялось особое внимание.
Задачи, выполняемые экипажами армейской авиации в Сирии, заметно различались по своему характеру: от штурма укрепленных позиций до «свободной охоты» в заданном районе. Боевые вылеты и огневое воздействие с противником, заметно отличающихся от полигонных испытаний авиационной техники, наложили свои отпечатки на разработку винтокрылых машин.
Активное применение армейской авиации в Сирии показало, что, кроме неуправляемых авиационных ракет, одним из самых эффективных инструментов уничтожения техники и объектов противника стали противотанковые ракеты. Комплекс «Атака», по словам летчиков армейской авиации, позволял проводить эффективные операции по нейтрализации противника в любое время суток.
Ночная охота на боевую технику боевиков с применением высокоточных противотанковых ракет оказалась особенно эффективной. По признаниям летчиков, соблюдение светомаскировки и применение ночного видения при выходе в район позволяло уничтожать крупные силы противника без риска для машины и экипажа.
«Есть попадание!»
Помимо уже принятой на вооружение техники и специального оборудования, согласно официальному отчету Минобороны России, проверку боем в ходе конфликта в САР прошло не менее 68 образцов авиационной техники.
«Боевой опыт армейской авиации в Сирии сложился так, как должен был сложиться. Отдельные образцы техники и средств поражения начали дорабатывать, от чего-то по итогам боевого применения отказались вообще. На армейскую авиацию уже пришлась значительная часть нововведений - как по части технологии изготовления силовых агрегатов и БРЭО, так и по вспомогательным системам. Здесь еще стоит отметить, что и техническая база вышла на качественно иной уровень. В результате - машины, которые должны прикрывать войска с воздуха, заметно "выросли” как по боевым возможностям, так и по летным характеристикам», - пояснил в интервью «Звезде» военный эксперт Михаил Лапиков.
Помимо проверенных Ми-35, боевое крещение сирийским конфликтом прошли и другие знаменитые вертолеты российского производства - Ка-52 и Ми-28Н. Обе машины, как отмечают эксперты, будут значительно доработаны с учетом полученного в ходе боевых вылетов опыта. И первых значительных успехов в глубокой модернизации и без того надежных боевых машин российская промышленность уже достигла.
Эволюция «Охотника»
В рамках исполнения контракта от 2012 года в Ирак было поставлено 15 вертолетов Ми-28НЭ. Сразу после начала боевых действий иракские военные высоко оценили боевые качества российской техники - интуитивную систему управления вооружением, удобное управление и надежное бронирование. Те же качества неоднократно отмечали и российские летчики, пилотировавшие Ми-28Н в Сирии.
«Скорость, реакция на органы управления, общая надежность - по всем параметрам таким машинам можно ставить “отлично”. При выполнении боевой работы как днем, так и ночью, вооружения и средств обзора достаточно, чтобы провести боевую работу максимально быстро и эффективно. При этом отдельные виды средств поражения позволяли совершать пуски с безопасной дистанции, на которой поразить борт крупнокалиберным вооружением, да еще и в темное время суток почти невозможно», - отметил в интервью «Звезде» командир экипажа одного из Ми-28Н Южного военного округа.
Средняя дистанция пуска управляемых ракет, по словам летчиков, в условиях боевых действий составляла 4,5-5 тысяч метров. Однако время от времени боевая обстановка требовала не только знания техники, но и боевой выучки - дальность пуска ПТУР доходила до рекордных семи тысяч метров. После того как результаты боевого применения были изучены, систематизированы и проанализированы военными, настала очередь глубокой модернизации винтокрылых машин. Первые итоги поэтапной работы над вертолетом Ми-28 были озвучены еще в 2017 году - к передаче в войска были законтрактованы модернизированные Ми-28НМ. В 2018 году квинтэссенцию глубокой модернизации «Ночных охотников» продемонстрировали на площадке холдинга «Вертолеты России» в рамках форума «Армия-2018».
Ключевые отличия новой машины видны невооруженным глазом - место противотанкового ракетного комплекса «Атака» на подвесах Ми-28НЭ занял ПТРК 9М123М «Хризантема-ВМ» - самый совершенный ракетный комплекс из когда-либо созданных. Новый ПТРК - глубокая модификация сухопутного комплекса, сохранивший отличительную черту самого мощного и дальнобойного ракетного комплекса в мире - уникальную двухканальную систему наведения на цель (по лазерному лучу и радиоканалу).
«После включения этого ПТРК в состав вооружения значительно повысится эффективность применения средств поражения. Летчики получат ту же возможность, что и операторы вооружения сухопутного комплекса - применять оружие даже в том случае, если визуально цель наблюдать нельзя», - указал в интервью «Звезде» военный эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.
Большая работа проведена и над силовой установкой. Ми-28НЭ получил новые двигатели повышенной мощности ВК-2500-01, дополнительную защиту которых обеспечивает принципиально новое мультициклонное пылезащитное устройство.
По итогам операции ВКС в Сирии вертолет получил и другую, уникальную для машин этого типа, особенность. В качестве штатного бортового радиоэлектронного оборудования в новые Ми-28НЭ установлена аппаратура сопряжения борта с беспилотными аппаратами. Такое решение, по мнению экспертов, значительно расширяет боевые возможности новой машины.
«Сопряжение с беспилотными летательными аппаратами нужно для наиболее оперативного целеуказания. Такая аппаратура не просто делает боевую работу более точной, но и позволяет поражать разведанные с помощью БПЛА цели значительно быстрее», - подчеркнул эксперт ЦАСТ Михаил Барабанов.
Кроме того, добавлено и бомбовое вооружение, с помощью которого машину за короткое время можно переоснастить для расширенной боевой работы.
Специалисты отмечают, что помимо качественного улучшения для летчиков армейской авиации ВКС, пакет расширения боевых возможностей обрадует как потенциальных покупателей новых машин и будущих партнеров России по военно-техническому сотрудничеству, так и государства, уже получившие в свое распоряжение российских «Опустошителей». По мнению экспертов, глубокая модернизация положительно скажется на экспортном имидже машины и позволить обеспечить технологическое превосходство над зарубежной авиационной техникой на долгие годы вперед.