Реактивная дуэль: сметет ли русским «Ураганом» американский HIMARS
Наша страна - общепризнанный мировой пионер в создании реактивной артиллерии. Все остальные долго находились в роли догоняющих. В 1941-м немцы были шокированы ударом «Катюши» под Оршей, пишет обозреватель еженедельника «Звезда» Максим Кисляков.
Удивление успехам советской реактивной артиллерии на Западе сменилось практическим посылом: «У русских есть, почему у нас нет?».
Первыми в Европе достойный вариант предложили немцы - их установка LARS-1 оказалась удачной. Она и доминировала в НАТО, пока в 1980-е американцы не выкатили универсальный реактивный комплекс М270 MLRS. Его особенности - шасси на гусеничном ходу и увеличенный калибр реактивных снарядов до 227 миллиметров. Он мгновенно растолкал всех западно- и восточноевропейских конкурентов и остался практически один на один с советским конкурентом по калибру и мощи - 9К57 «Ураган» (он же БМ-27).
В 1990-е американцы принялись за разработку реактивной системы залпового огня не на гусеничном, а на колесном ходу. Дали звучное имя: HIMARS, или High Mobility Artillery Rocket System - высокомобильная ракетно-артиллерийская установка. России в то время по понятным причинам было не до апгрейдов - сохранить бы то, что осталось.
Сохранили. И до сих пор относительно свежий HIMARS как вариант М270 MLRS и наш РСЗО «Ураган» все еще остаются конкурентами. События в Сирии вообще приблизили их друг к другу на расстояние выстрела. Но - обошлось. А потому вопрос открыт, кто сильнее: русский «старичок» 9К57 «Ураган» или модный «ковбой» HIMARS?
«Проходимец» не боится грязи
Система залпового огня - это не только град ракет на головы врага, это еще и мобильность. Переход от «полуторки» на шасси штатовского «Студебеккера» во время Великой Отечественной предопределил окончательную победу «Катюши». Ничего не поменялось и в веке ХХI: «дороги войны» - это все та же непролазная грязь или снежная целина, потому шасси решает, что движет нашим «Ураганом».
У советско-российской системы залпового огня пара 180-сильных восьмицилиндровых движков ЗиЛ-375. Этой тяги хватает, чтобы разогнать 15-тонный «Ураган» на трассе до 65 километров в час. Правда, этого не хватит, чтобы «уделать» на прямой американский HIMARS. Его скромный - в 260 лошадок - мотор WD 612 австрийского завода Steyr способен ускорить 11-тонного монстра до рекордных 85 километров в час.
А вот по проходимости наша РСЗО - лидер. Трансмиссия с отдельными коробками передач, редукторами и раздаточными коробками на каждом колесе плюс высокий, почти в полметра, клиренс - гарантия не сесть на ось в вязкой глине. Централизованная система регулирования давления в шинах: чуть припустил колеса - и можно не бояться завязнуть в зыбучем песке или провалиться в снежный торос. Не проблема для «Урагана» и речушка в метр глубиной - такую форсировать можно с ходу.
Показатели проходимости у «звездно-полосатого» конкурента чуть скромнее. Реактивный комплекс М142 HIMARS создан на базе пятитонного колесного шасси с колесной формулой 6х6, доставшейся армии США от австрийского грузовика Steyr 12М18. Его стихия - европейские дороги, в крайнем случае - кочки и ухабы. В заболоченных поймах и на глиноземах он завязнет гарантированно. Читать далее...