Защита прав граждан длиною в полвека: в Москве ушла из жизни Людмила Алексеева
Не стало Людмилы Алексеевой. Не только человека - целого явления. Людмила Михайловна олицетворяла собой едва ли не все правозащитное движение СССР и постсоветской России, этому она посвятила полвека своей жизни. На протяжении последних 20 лет Алексеева была бессменным председателем Московской Хельсинкской группы.
Соболезнования в связи со смертью правозащитницы выразил президент РФ Владимир Путин.
В Совете Европы ее назвали мировым матриархом правозащитников. Многие, знавшие Людмилу Алексееву лично, говорят, что это был человек исключительной доброты.
Развитие гражданского общества зависит только от нас самих, и нужно постоянно выдавливать из себя раба, говорила она, уже будучи прикованной к инвалидному креслу, на вручении государственной премии в области правозащитной деятельности в прошлом году в Кремле.
Она стояла у истоков правозащитного движения в нашей стране. Требовала освобождения политзаключенных, еще в 60-х выступала против ареста писателей Синявского и Даниэля, выходила на митинги в современной России.
Об ущемлениях прав человека в Советском Союзе рассказывала в так называемых «Хрониках текущих событий», которые собственноручно печатала в квартире. В середине 70-х основала Московскую Хельсинкскую группу, а уже через год была вынуждена эмигрировать. Вернулась в Россию лишь после перестройки. С 2002-го входила в президентский Совет по правам человека.
При этом ее не просто слышали - к ней прислушивались. В июле прошлого года, когда Алексеевой исполнилось 90, поздравить правозащитницу лично приехал Владимир Путин.
Она называла себя исключительно счастливым человеком. И говорила, что всю жизнь делала то, что хотела. А потом добавляла: глупости, конечно, были. Но подлости - нет.
За несколько дней до смерти Людмилу Алексееву включили в новый состав Совета по правам человека при президенте. Но в последнее время ей было уже трудно справляться с болезнью. На 92-м году жизни правозащитница скончалась в палате московской клинической больнице № 15, где ее уже не раз спасали. Но накануне врачи оказались бессильны.