Лента новостей
Лента новостей
06:05
Видео
Военные инженеры построили мост для себя и жителей Курской области
05:51
Al Mayadeen: ЦАХАЛ нанес новый авиаудар по центру Бейрута
05:22
В Испании арестовали семью, организовавшую банду детей-киллеров
04:57
В Кемерове директор магазина избила женщину из-за банки кофе
04:22
FT: названо число мужчин, которых Украина может мобилизовать
03:58
Reuters: Трамп предложил кандидатуру на пост спецпредставителя по Украине
03:46
Умер экс-офицер Армии США Беннетт, освещавший события на Донбассе
03:17
До Земли долетела мощная звуковая волна от столкновения галактик
02:49
Не менее 13 палестинцев погибли от атак армии Израиля в секторе Газа
02:19
ЦАХАЛ нанес удары по южному пригороду Бейрута
02:18
Члены «Хезболлы» за сутки выпустили по Израилю около 80 снарядов
01:36
На Украине уклонист отбился от военкомов слезоточивым газом
01:10
Видео
Радио Звезда победило в двух номинациях на конкурсе «Радиомания»
01:07
ЦАХАЛ призвали жителей южного пригорода Бейрута эвакуироваться
00:36
ВСУ девять раз за сутки обстреляли территорию ДНР
00:08
В Госдепе признали попытки США помешать отношениям между РФ и Китаем
00:02
Мичман 48 часов не сходил с командного мостика в боях за остров Даго в ВОВ
23:33
В ЮНЕСКО не утвердили доклад без упоминания погибших журналистов из РФ
Верховенство закона в блокадном кольце: военные прокуроры в истории обороны Ленинграда

Верховенство закона в блокадном кольце: военные прокуроры в истории обороны Ленинграда

С первых дней блокады Ленинграда военная прокуратура всю свою деятельность направляла на укрепление дисциплины и воинского правопорядка, способствуя тем самым повышению боеспособности воинских частей, защищавших город.
Реклама
Верховенство закона в блокадном кольце: военные прокуроры в истории обороны Ленинграда

22 июня 1941 года гитлеровские войска вторглись в пределы нашей Родины и осенью подошли к Ленинграду, взяв город в блокадное кольцо. Вместе с жителями города на Неве и войсками Ленинградского фронта военные прокуроры и следователи участвовали в героической обороне города на Неве, собирали доказательства преступлений, занимались розыском и привлечением виновных к ответственности.

Несмотря на тяжелейшие условия блокадного Ленинграда, работники военной прокуратуры оказывали помощь командованию и местным органам власти в поддержании дисциплины и порядка не только в войсках, но и в городе. В условиях голода, холода и почти беспрерывных бомбежек проводились публичные судебные процессы, личному составу разъяснялись требования законов и воинских уставов.

Рискуя жизнью, военные прокуроры выезжали для исполнения служебных обязанностей на передовые позиции, хотя и в самом городе работать было опасно: регулярные артиллерийские обстрелы, бомбежки, голод и холод несли смерть и страдания его защитникам.

Из донесения военного прокурора Ленинградского фронта: «…в сентябре 1941 года при торпедировании парохода вражескими кораблями погибли военный прокурор 10 стрелкового корпуса военюрист 3 ранга Д. А. Старостин, его заместитель В. В. Григорьев, военный следователь военюрист А. И. Заднепровский, секретарь техник-интендант 2 ранга М. Ф. Витков.

В августе-сентябре 1941 года в боях под Ленинградом и в самом городе при исполнении служебных обязанностей погибли военный следователь 198 стрелковой дивизии A. M. Асриев, военный следователь 10 стрелковой дивизии военюрист Б. С. Рахлин, военный следователь 2 стрелковой дивизии А. Ф. Коробицын, военный прокурор 48-й армии военюрист 1 ранга А. В. Винокуров. За этот же период 11 прокурорско-следственных работников военной прокуратуры были ранены, из них 2 умерли от ран.

Пропали без вести военный прокурор 125 стрелковой дивизии военюрист 3 ранга И. А. Кабанов, военный прокурор 48 стрелковой дивизии военюрист 3 ранга С. Н. Зазимко, а также 9 следователей военных прокуратур Ленинградского фронта».

Картинка

Из обзора результатов работы военной прокуратуры Ленинградского фронта за 6 месяцев от 8 января 1942 года: «…Работники военных прокуратур освоились с боевой обстановкой, закалились в борьбе с трудностями, а отдельные из них показали образы героизма и были отмечены правительственными наградами и командованием. За проявленное мужество в борьбе с германским фашизмом приказом Военного Совета Ленинградского фронта военный следователь военный юрист 2 ранга тов. Митрохин – медалью «За боевые заслуги».

Три военных прокурора командованием Ленинградского фронта награждены именными часами, 38 работникам военных прокуратур объявлена благодарность в приказах военного прокурора Ленинградского фронта …продвинуто по службе 30 военных прокуроров, 16 военных следователей выдвинуты на должности военных прокуроров, из них 9 человек – на самостоятельную работу в качестве военных прокуроров дивизий».

С первых дней блокады Ленинграда военная прокуратура всю свою деятельность направляла на укрепление дисциплины и воинского правопорядка, способствуя тем самым повышению боеспособности воинских частей, защищавших город. Большое внимание уделялось борьбе с агентурой противника, пресечению трусости и паникерства.

Помимо уголовного преследования военные прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов, воинских уставов и других актов органов военного управления. Надзор военных прокуроров был распространен не только на воинские формирования, но и на военные объекты, предприятия военной промышленности, производившие продукцию для обороны города.

Картинка

В сложной боевой обстановке, в условиях блокады военную прокуратуру Ленинградского округа (фронта) возглавляли диввоенюристы Г. С. Колоколов, М. Г. Грезов, генерал-майор юстиции Ф. Л. Петровский. Настоящие профессионалы, участники Гражданской войны, имевшие опыт работы в сложных условиях военного времени, - они руководили работой военных прокуроров и следователей в окруженном врагами городе.

Так, с 6 июля по 5 августа 1941 года обязанности военного прокурора Ленинградского округа (фронта) исполнял диввоенюрист Григорий Самойлович Колоколов, который был штатным заместителем военного прокурора округа с мая по апрель 1942 года. Он родился 14 августа 1910 года в г. Бобринце Николаевской области в семье рабочего-кузнеца. В 1913 году окончил приходскую школу, до 1917 года работал в кузнечной мастерской. С августа 1918 года служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее – РККА). Участвовал в боях по ликвидации кулацких восстаний, а также банд Иванова, Свища, Завгороднего, Тютюника и Черного Ворона. В боях с врангелевскими частями был ранен.

С 1924 года служил на иранской границе. В сентябре 1924 года назначен военным следователем военной прокуратуры при Верховном трибунале Бухарской Народной Советской Республики. После увольнения в запас работал народным следователем в г. Термезе и г. Сталинабаде. В августе 1929 года назначен военным следователем военной прокуратуры 7-го стрелкового корпуса. С мая 1938 года являлся помощником военного прокурора Киевского гарнизона.

5 июля 1938 года назначен на должность помощника военного прокурора Ленинградского военного округа. В 1940 году за успешное выполнение задач по борьбе с преступностью в боевой обстановке на Карельском перешейке награжден орденом Красной Звезды.

21 апреля 1942 года был назначен военным прокурором Сибирского военного округа. В 1942-1943 гг. – помощник военного прокурора Сталинградского фронта. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

В период с 7 августа 1941 года по 30 сентября 1942 года военным прокурором Ленинградского округа (фронта) был диввоенюрист Михаил Григорьевич Грезов. Он родился 5 апреля 1900 года в семье ремесленника-кустаря, окончил 7 классов Рижской гимназии, а в дальнейшем получил высшее образование. В РККА - с 4 декабря 1918 года. С мая 1919 года по октябрь 1921 года участвовал в походах и боях Гражданской войны. В 1919 году был контужен. В 1919-1923 годах находился на командных и административных должностях. С декабря 1923 год по ноябрь 1925 года исполнял обязанности военного следователя военного трибунала 1-го Кавалерийского корпуса.

С апреля 1943 года по июль 1946 года военным прокурором Ленинградского фронта (округа) был генерал-майор юстиции Филипп Лаврентьевич Петровский. Он родился 5 октября 1892 года в крестьянской семье. До поступления в РККА в мае 1919 года служил матросом торгового флота. С июля 1919 года находился на командных и административных должностях в армии, участвовал в Гражданской войне. Являлся военным комиссаром 2-го батальона на Черноярском фронте. В ходе боев в 1919 году был ранен.

С 17 октября 1919 года числился членом коллегии военного трибунала Приволжского военного округа. В январе 1926 года был назначен военным прокурором 3-й Крымской стрелковой дивизии, затем помощником военного прокурора 14-го стрелкового корпуса. С марта 1932 года по январь 1938 года был заместителем военного прокурора Ленинградского военного округа. В дальнейшем проходил службу на различных должностях в военных прокуратурах Уральского и Северо-Кавказского округов, Закавказского фронта. 20 апреля 1943 года был назначен военным прокурором Ленинградского фронта и находился на этой должности до 15 июля 1946 года. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Кутузова III степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», и др.

Картинка

Именно на плечи генерал-майора юстиции Петровского Ф.Л. легла ответственность за поддержание государственного обвинения в судебном процессе по делу о немецко-фашистских зверствах во время блокады. 31 декабря 1945 года в военном трибунале Ленинградского военного округа началось слушание дела по обвинению группы бывших военнослужащих германской армии в массовых убийствах, истязаниях и угоне мирных советских граждан в немецкое рабство, в грабежах, варварских погромах и уничтожении городов и сел и других злодеяниях, совершенных на территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей в период временной оккупации.

Из речи государственного обвинителя генерал-майора юстиции Ф. Л. Петровского: «…На территории Ленинградской области в период ее оккупации фашистскими палачами было расстреляно, заживо сожжено и замученно более 60 000 мирных советских граждан, в т. ч. детей, женщин и стариков. Угнано на фашистскую каторгу свыше 500 000 советских людей. Фашистские бандиты уничтожили тысячи населенных пунктов. Они разрушили и повредили свыше 150 000 домов, 3 783 промышленных учреждения, 1 933 школы, 256 лечебных учреждений, 235 детских садов и яслей, множество театров, научных учреждений, памятников и музеев.

Древнейшие русские города Псков и Новгород превращены в развалины. Варварскому разорению, взрывам, пожарам и разграблению подверглись известные всему миру новгородские и псковские соборы и церкви, исторические дворцы, музеи в Пушкине, Петергофе, Павловске и Гатчине. Много тяжелых ран фашистские разбойники нанесли Ленинграду варварскими бомбежками и артиллерийскими обстрелами. При этом они не только выполняли преступные приказы высшего командования, но проявляли свою личную преступную инициативу, действуя с изощренной нечеловеческой жестокостью: они без всяких причин расстреливали женщин, стариков и малолетних детей».

Несмотря на то, что сидевшие на скамье подсудимых тщательно скрывали свои преступления, военным прокурором в суде была убедительно доказана их вина – никто из преступников не избежал суровой кары закона.

Реклама
Реклама