«Обладал даром провидца»: российские политики рассказали, каким запомнили Примакова
Сегодня, 29 октября, исполнилось бы 90 лет со дня рождения Евгения Примакова. В памятную дату в Госдуме открылась выставка, приуроченная к юбилею деятеля.
Он был выдающимся политиком и дипломатом, экономистом и журналистом, а также редким специалистом по Ближнему Востоку.
В 1991 году Примаков возглавляет Первое главное управление КГБ, которое впоследствии преобразовывается в Службу внешней разведки.
«Многие говорят, что он сохранил и даже спас разведку», - рассказал нынешний глава ведомства Сергей Нарышкин.
В 1996-м Ельцин ставит Примакова во главе Министерства иностранных дел. С этого момента внешнеполитический курс страны начинает меняться кардинальным образом. Россия начала продвигать собственные интересы на Ближнем Востоке, в Южной Африке, Китае. Взвешенная, независимая внешняя политика получила название «доктрина Примакова».
«Он обладал даром провидца. Он понимал, что устойчивая политика опирается на реалии современного мира, и он предсказал реалии многополярности, когда в мире появятся новые центры экономического роста, финансового могущества и, соответственно, политического влияния», - считает глава МИД РФ Сергей Лавров.
Во времена, когда многие первоклассные специалисты покидали страну, Примаков сумел сохранить уникальный коллектив дипломатов.
К 1998 году авторитет Примакова был настолько высок, что, когда Ельцин предложил его на пост премьер-министра, даже оппозиция проголосовала «за».
«Один из наиболее выдающихся государственных деятелей для меня был. Смелый человек, крупный дипломат, прекрасный тактик. Человек, который в чрезвычайных условиях мог сохранять спокойствие и выбирать очень точные решения», - поделился мнением Геннадий Зюганов.
Важнейшее решение в своей жизни Евгений Примаков принял 24 марта 1999 года. Тогда, узнав о начале бомбардировок Югославии, он прервал свой визит в Вашингтон и развернул самолет прямо над Атлантикой.
«Это было время, когда порой даже посоветоваться не с кем было. Нужно было принимать на себя ответственность и принимать решения, а потом отвечать за эти решения. И тот же разворот над Атлантикой, понятно, что был согласован с Ельциным, но уже когда было понятно, что других вариантов просто нет и ответственность была на Евгении Максимовиче. И он эту ответственность принял в полный рост», - рассуждает председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев.
Примаков умел вести переговоры так, что даже самые непримиримые идеологические противники проникались к нему уважением. Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер назвал Примакова своим другом, отметив его невероятный профессионализм.
Именно при Примакове в 99-м году темп роста ВВП составил 10 процентов. Алексей Кудрин, уже будучи министром финансов, не раз вступал с Примаковым в жаркие дискуссии по поводу экономического развития страны. Он признается, что считал политика своим учителем.
В последние годы Примаков возглавлял торгово-промышленную палату. Коллеги Евгению Максимовичу дали прозвище «Примус», на которое он никогда не обижался. В последний, 85-й день рождения, 29 октября 2014 года, его приехал поздравить президент Владимир Путин. Одним из подарков стал «Примус» с надписью: «Рекорд-1».
Сейчас имя Евгения Примакова носит институт мировой экономики. Память выдающегося дипломата и политика увековечена в названии российского ледокола. В его честь названы улицы и школы. В этом году литературная премия Службы внешней разведки также получила имя Евгения Максимовича Примакова.