Лента новостей
Лента новостей
16:12
Видео
Артиллеристы уничтожили гаубицу М198 на территории ЛНР
15:59
Видео
Операторы дронов сбросили гранаты на боевиков ВСУ под Торецком
15:48
Британец 11-й год ищет на свалке диск с биткоинами на 500 млн фунтов
15:40
Видео
В аэропорту Кольцово появился робот, позволяющий за полминуты сдать багаж
15:04
Видео
Оператор FPV-дрона поразил боевую машину пехоты Marder в Курской области
14:58
Песков предупредил о вечернем совещании Путина без раскрытия темы
14:45
Российская армия освободила Новодмитровку в ДНР
14:40
МО РФ: все боевые блоки «Орешника» успешно достигли объекта поражения
14:28
Видео
Эксперт рассказал о последствиях удара «Орешником» для ВСУ
14:23
ФОМ опросил россиян об удовлетворенности работой Путина
14:23
Видео
«Звезда» показала кадры штурма траншеи глазами «противника»
14:10
ВСУ потеряли 150 военнослужащих за сутки боев на Курском направлении
13:37
В Подольске девушка погибла от сорванной ветром беседки
13:18
Кремль: контактов с администрацией США после удара «Орешником» не было
13:17
Кремль: МО РФ проработает механизмы оповещения мирных жителей Украины
13:16
Песков: Россия предпочла бы, чтобы США прислушались к заявлениям Путина раньше
13:10
В Кремле объяснили главный посыл Западу в обращении Путина
13:03
Видео
Замкомвзвода рассказал, как остановил колонну ВСУ, подбив первую машину
Удар по единству страны: какой трагедией обернулся церковный раскол XVII века
© Konstantin Kokoshkin, Russian Look, Globallookpress

Удар по единству страны: какой трагедией обернулся церковный раскол XVII века

Общество к церковным реформам Никона в то время оказалось не подготовлено. Число старообрядцев насчитывало сотни тысяч. К тому же, они имели поддержку в образованных частях общества.
26 ноября 2019, 15:04
Реклама
Удар по единству страны: какой трагедией обернулся церковный раскол XVII века
© Konstantin Kokoshkin, Russian Look, Globallookpress

В середине XVII века патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича начал проводить церковную реформу. Проводилась правка религиозных книг, менялись обряды православного богослужения. Часть духовенства сопротивлялась реформам, почти половина населения тоже не хотела их принимать. В государстве начался раскол. Историк и заслуженный работник культуры России Сергей Заграевский объяснил, зачем Никону понадобилась церковная реформа.

«За Никоном стоял царь Алексей Михайлович. А ему церковная реформа как минимум по двум причинам понадобилась. Первая - геополитическая. Россия во второй половине XVII века, пройдя Смутное время, резко усилилась. В Европе внешним врагам стало, в общем, не до нее, поскольку 30-летняя война, страшное время, чума. Вся Европа лежала в руинах. Россия счастливо избежала этой ситуации, и это процветание было просто невообразимым. Конечно, начались внутренние проблемы: Стенька Разин, медный бунт, соляной бунт и Никоновская реформа в том числе», - говорит он.

По словам историка, переводя на современный язык, царь придерживался глобалистского подхода. Это было вызвано включением в состав России Украины, появлением новых церковных веяний, ослаблением Турции и началом российской экспансии на юг.

«Соответственно, Алексей Михайлович решил: а не сделать ли нам глобальное православие», - считает собеседник «Звезды».

Заграевский уверен, что раскольники оказались такими сильными, потому что общество к никонианским, а фактически, царским реформам оказалось не подготовлено. К тому же это вступление России в глобальную мировую политику вызвало резкое неприятие у образованной, в том числе, части населения.

«Старообрядцев было страшно много, это были сотни тысяч. По разным оценкам, даже к революции 17-го года их было от 4 до 5 миллионов. Плюс - они имели колоссальную поддержку в образованных частях общества. Вспомним боярыню Морозову, протопопа Аввакума. По всей видимости, Петр именно в них видел угрозу своей абсолютистской власти, цезаропапизма», - объясняет историк.

Заграевский уверен, что у раскола больше негативного, чем позитивного наследия. По словам историка, это очень сильно ударило по единству страны.

«В стране появилось огромное количество недовольных. При том, что глобалистские тенденции, на которые были направлены реформы Никона и Алексея Михайловича, в итоге не возобладали. Это было с расчетом на Константинополь, что Униатская церковь придет. И вот это самое печальное. А раскол внесли. Борясь с расколом, цари фактически провели очень жесткое подчинение себе православной церкви», - добавил он.

Реклама
Реклама