Лента новостей
Лента новостей
09:27
Видео
Операторы БПЛА уничтожили бронеавтомобили HMMWV и MaxxPro в Сумской области
08:43
В результате стрельбы в таверне в ЮАР погибли не менее девяти человек
07:49
Видео
Минобороны РФ показало первые кадры из освобожденного Светлого в ДНР
07:04
Под Самарой ищут четверых не пришедших с прогулки детей
06:29
Конгрессвумен Луна рассказала об интересантах затягивания кризиса на Украине
05:55
За незаконную вырубку ели может грозить штраф до 300 000 рублей
05:51
ВСУ убили в Херсонской области с начала года 133 мирных жителя
05:30
Песков назвал условия для начала диалога Путина с Макроном
05:23
Ушел из жизни советский и российский композитор Геннадий Белов
04:51
Дмитриев похвалил главу Нацразведки США за разоблачение «глубинного государства»
04:26
Лавров сослался на закона Ньютона, отвечая на вопрос о санкциях против России
04:18
Гидрометцентр: Россия покрыта снегом уже на 95%
03:50
Посол РФ: Австрия пообещала выдавать россиянам визы сроком до года
03:04
Нацразведка США назвала лживыми заявления о планах РФ атаковать Европу
02:51
Не менее 16 файлов из материалов «дела Эпштейна» пропали из публичного доступа
02:21
У Сафонова откололся кусок кости во время третьего пенальти в турнире ФИФА
01:50
Видео
Дмитриев назвал конструктивными переговоры с Уиткоффом и Кушнером в Майами
01:29
Москалькова заявила о возвращении застрявшей на Украине группы россиян

Удар по единству страны: какой трагедией обернулся церковный раскол XVII века

Общество к церковным реформам Никона в то время оказалось не подготовлено. Число старообрядцев насчитывало сотни тысяч. К тому же, они имели поддержку в образованных частях общества.
26 ноября 2019, 15:04
Реклама
Удар по единству страны: какой трагедией обернулся церковный раскол XVII века
© Konstantin Kokoshkin, Russian Look, Globallookpress

В середине XVII века патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича начал проводить церковную реформу. Проводилась правка религиозных книг, менялись обряды православного богослужения. Часть духовенства сопротивлялась реформам, почти половина населения тоже не хотела их принимать. В государстве начался раскол. Историк и заслуженный работник культуры России Сергей Заграевский объяснил, зачем Никону понадобилась церковная реформа.

«За Никоном стоял царь Алексей Михайлович. А ему церковная реформа как минимум по двум причинам понадобилась. Первая - геополитическая. Россия во второй половине XVII века, пройдя Смутное время, резко усилилась. В Европе внешним врагам стало, в общем, не до нее, поскольку 30-летняя война, страшное время, чума. Вся Европа лежала в руинах. Россия счастливо избежала этой ситуации, и это процветание было просто невообразимым. Конечно, начались внутренние проблемы: Стенька Разин, медный бунт, соляной бунт и Никоновская реформа в том числе», - говорит он.

По словам историка, переводя на современный язык, царь придерживался глобалистского подхода. Это было вызвано включением в состав России Украины, появлением новых церковных веяний, ослаблением Турции и началом российской экспансии на юг.

«Соответственно, Алексей Михайлович решил: а не сделать ли нам глобальное православие», - считает собеседник «Звезды».

Заграевский уверен, что раскольники оказались такими сильными, потому что общество к никонианским, а фактически, царским реформам оказалось не подготовлено. К тому же это вступление России в глобальную мировую политику вызвало резкое неприятие у образованной, в том числе, части населения.

«Старообрядцев было страшно много, это были сотни тысяч. По разным оценкам, даже к революции 17-го года их было от 4 до 5 миллионов. Плюс - они имели колоссальную поддержку в образованных частях общества. Вспомним боярыню Морозову, протопопа Аввакума. По всей видимости, Петр именно в них видел угрозу своей абсолютистской власти, цезаропапизма», - объясняет историк.

Заграевский уверен, что у раскола больше негативного, чем позитивного наследия. По словам историка, это очень сильно ударило по единству страны.

«В стране появилось огромное количество недовольных. При том, что глобалистские тенденции, на которые были направлены реформы Никона и Алексея Михайловича, в итоге не возобладали. Это было с расчетом на Константинополь, что Униатская церковь придет. И вот это самое печальное. А раскол внесли. Борясь с расколом, цари фактически провели очень жесткое подчинение себе православной церкви», - добавил он.

Реклама
Реклама