«Армения возродилась как птица Феникс»: интервью с президентом Арменом Саркисяном
- Первый вопрос касается российско-армянских отношений. Как вы их оцениваете сейчас и каковы их перспективы?
- Я оценивал, оцениваю и буду оценивать в будущем их как константу. Они постоянные, они никогда не меняются, потому что мы исторически братья и друзья. Друзья по оружию. Друзья по судьбе. Друзья по религии. Я их оцениваю как постоянную величину, которая со временем не может меняться. Она является частью всей нашей культуры, истории, философии, прошлого, настоящего и будущего.
- Каковы на текущий день перспективы страны? Как вы их оцениваете?
- Ответ единственный: вижу огромный потенциал у страны, вижу огромный потенциал развития. По многим причинам. Я могу с вами поделиться одной причиной или двумя. Можно сказать, что армянский народ - это народ, который умеет возрождаться после каждой большой трудности, даже после огромной трагедии - геноцида армян в 15-м году. После того, что она (Армения) была разбросана по всему миру. Но она возродилась как волшебная птица Феникс и она смотрит вперед. Всегда вперед.
На этом пути всегда бывают трудности, но я думаю, что мы - народ, который умеет преодолевать эти трудности. И сам, и вместе с друзьями. А Россия - это друг. У нас, я думаю, в XXI веке может быть очень много преимуществ, потому что Армения - это, может быть, маленькая страна, но это глобальная нация. Армян приблизительно столько же живет на территории Российской Федерации, часть из них - граждане Российской Федерации. Я очень хочу верить, что они - хорошие граждане, потому что они должны быть, в первую очередь, хорошими гражданами Российской Федерации и, естественно, никогда не забывать свои исторические корни и свою культуру.
Армян очень много и в Америках - и на юге, и на севере, в Европе и на Дальнем Востоке. Везде. Это огромная сила. XXI век - это век тех народов, у которых есть связи по всему миру. Это век народов, которые умеют трудиться, это век народов, которые умеют преодолевать трудности. И век для тех народов, которые умеют бороться - за себя, и за своих друзей. Поэтому, я думаю, что будущее должно быть ярким. Другого ответа от президента вы и не должны были ждать.
- Ранее говорилось, что Армения нуждается в иностранных инвестициях, российский бизнес готов вкладываться? Если да, то в какие именно сферы?
- Я не думаю, что я должен комментировать мнение российского бизнеса. Что я могу комментировать - это то, что российский бизнес работает в Армении очень многие годы. И работает фундаментально. Есть инвестиции из разных стран, есть инвестиции и из Европы, и с Дальнего Востока, и с Ближнего Востока, и из Америки. Но российский бизнес всегда существовал, и в каком-то смысле мы очень часто не замечали или не выносили эти инвестиции, как будто они внутренние. Тем более, инвестировали в Армении не только чисто российские компании, но и российские компании, где участвуют армяне по национальности. Эти инвестиции очень большие, я думаю, что и в будущем их будет немало.
- Я читала, что в ближайшее время вы собираетесь посетить Москву. Вообще, как часто вам удается бывать у нас, и что бы вы в первую очередь хотели посмотреть в нашей стране?
- В ближайшее время у меня не намечается официальный визит. Но я в Москве бываю очень часто. И я не думаю, что Москва и Питер - те города, в которые я хочу приехать и что-то посмотреть, потому что оба города я прекрасно знаю со времен моего детства, когда я был впервые в Ленинграде, в Москве вместе с моим отцом. А дальше - когда был студентом, аспирантом. И потом в нашей семье определенная история связана с Россией, она исходит от моих предков, от дедушки и кончается моими сыновьями.
Так что я приезжаю в Москву и в Россию как домой. А что хочется каждый раз? Ну... если хороший концерт. Я все люблю. Классическую музыку. Мы в прошлый раз были с женой в Москве, были в Большом (театре), смотрели «Анну Каренину» - феноменальное произведение. Этот спектакль был абсолютно неожиданным для меня, для жены. И я бы хотел, чтобы и Пушкинский музей, и Третьяковская галерея привозили в Ереван больше выставок.