Ожоги, неэффективность и дилетанты: в НИИ Дезинфектологии рассказали, как защититься от COVID-19 и не навредить здоровью
Пандемия COVID-19 поставила россиян перед необходимостью регулярно дезинфицировать руки и поверхности, чтобы защититься от вируса. Рынок ответил на требование времени закономерно - сейчас в России можно приобрести антисептики и дезинфектанты сотен видов и типов. Однако вместе с разнообразием продукции пришли и новые опасности. Среди них риск приобрести контрафактный, бесполезный или даже вредный антисептик.
Согласно различным данным, сейчас до 30% технических дезинфицирующих средств на рынке не являются эффективными. По словам советника директора ФБУН НИИ Дезинфектологии Владимира Шестопалова, это происходит из-за низкой концентрации необходимых химических соединений.
«На одном из совещаний в Общественной палате представители организаций говорили, что они покупали кожные антисептики. Изучали состав. Больше половины содержали химические соединения в концентрации ниже необходимого. Если говорить об обработке рук, то мы рекомендуем средства на основе спирта. Если изопропил – то не меньше 60%. Если этиловый – не меньше 70%. Это доказанная эффективность. Спирт в отношении "короны" действует до минуты. Спирты рекомендует и ВОЗ в обработке рук, поверхностей, клавиатур, ручек и так далее», - поделился эксперт.
Как отметил Шестопалов, для верного выбора в первую очередь необходимо обратить внимание на наименование антисептика. Сейчас в магазинах предлагаются различные средства для дезинфекции - гели, салфетки, спреи и аэрозоли. Однако, если изучить состав, становится ясно, что дезинфинцирующего средства там недостаточно. Следовательно, такое средство элементарно неэффективно для уничтожения вируса.
«Средство должно называться кожный антисептик. Посмотрите, что предлагается в магазинах. Там есть гели с дезсредством, там есть салфетки с антибактериальным эффектом… Я насмотрелся на этикетки, там напишут все что угодно, и экстракты, и запахи разные, а спирта там 20%. Иногда даже не указывают процент. А просто пишут, что гель с антибактериальным эффектом», - отметил Шестопалов.
Однако низкая эффективность - не самая большая неприятность, которую может принести некачественный антисептик. Иногда существует опасность получить химический ожог. По словам главы ведущей компании-производителя дезинфицирующих средств «Самарово» Романа Карпычева, они постоянно сталкиваются с недобропорядочными производителями.
«К нам часто обращаются за хлорсодержащими продуктами, причем люди которые совсем не представляют, что с ними делать. Что бы, не быть голословными, вот пример: к нам пришел запрос на продукт, который не подходит для рук. Мы спрашиваем, "где он будет использоваться"? Ответ просто шокирует: "Мы разбавим, разольем и будем продавать как дезинфекцию для рук". Люди совсем не понимают к чему это может привести», - отметил Карпычев.
Количество производителей дезинфицирующих средства с начала пандемии выросло в несколько раз, однако ситуация на рынке сырья изменилась незначительно. Математика подсказывает, что многие производители используют не самое качественное сырье. Отличить эффективный и безопасный антисептик от бесполезного и опасного обычному потребителю довольно сложно.
Производство антисептика - сложный технический процесс, который контролируется на нескольких уровнях. В каждой смене под началом директора производства должны работать как наладчики, так и химики-технологи. Процесс координируется по цепочке, в которую включены головной офис, завод и склад.
«На момент загрузки реактора мы проверяем сырье, на момент варки мы проверяем исходные данные, при разливе берем поверку. Так при каждом разливе. Разлить, проверить на течи, упаковать. Подготовить к логистике», - поделился подробностями производства Роман Карпычев.
Признаком добросовестности производителя также является сотрудничество с международными медицинскими организациями - например, с Красным Крестом. Представители Красного Креста тщательно проверяют производственные стандарты своих партнеров, чтобы те могли получить соответствующий статус.
«Результатом стала маркировка нашей продукции логотипом Красного Креста. Помимо прочего, мы жертвуем в адрес Креста на различные программы, направленные на обучение граждан. Надо научить людей пользоваться этими средствами, Красный Крест берет на себя эти дела. Мы соглашаемся на контроль с их стороны. Они из любой партии могут взять пробу и сказать, то это или нет. Это серьезные обязательства, которые для нас влекут особенности в работе», - рассказал глава «Самарово».
В период пандемии в России было выдано большое количество регистрационных свидетельств на производство дезинфицирующих средств. Их число возросло с 300 до 1000. Однако не каждый из производителей обладает собственным производством, что негативно сказывается на контроле качества в сырья.
По словам Карпычева, сейчас очень заметна разница между количеством сырья в стране и продукцией, произведенной на его основе. Продукции продается примерно в три раза больше, чем могло быть создано из поступившего сырья.
«Если мы подумаем о том, сколько продается в день или месяц спиртосодержащей продукции, сколько ввезено, то возникнет разница. Вопрос – что налито в бутылках?», - отметил эксперт.
Все антисептики разделены на несколько категорий в соответствии с инструкцией Роспотребнадзора. Антисептики для общей гигиены можно использовать для обработки твердых поверхностей, в том числе стен помещений. Антисептики персональной гигиены используют для обработки кожи рук.
Дезинфицирующие средства отличаются по составу и способу производства, подчеркнул Карпычев. Так, для производства антисептиков общей гигиены используются амины. Кожные антисептики делают на основе спирта, за исключением детских, где необходимо использовать более щадящее вещество, например, хлоргексидин. Чтобы сохранять качество на всех этапах, производителю необходимо контролировать весь замкнутый цикл от производства сырья до выпуска готового продукта, заключил глава «Самарово».