Лента новостей
Лента новостей
10:51
Видео
Посол Азербайджана покинул здание МИД России
10:27
Видео
«Герани» разнесли на кусочки пункт дислокации ВСУ в районе Райского
10:23
Трамп заявил, что Маску пришлось бы вернуться в ЮАР без субсидий США
09:48
Видео
В МИД РФ прибыл посол Азербайджана Мустафаев
09:14
Видео
Последствия обстрела ВСУ Донецка показали на видео
08:58
Видео
Схрон украинских боевиков с химоружием нашли около Ильинки в ДНР
08:48
На подъезде к Крымскому мосту скопилась очередь из более 800 машин
08:08
Абитуриентка попалась на уловку мошенников при поступлении в Гнесинку
07:43
ПВО за ночь 1 июля сбила 60 украинских беспилотников
07:13
Взрыв на предприятии в индийском штате Телангана унес жизни 42 человек
06:42
Абитуриентов предостерегли от новой уловки мошенников с поступлением в вуз
06:33
Видео
Артиллеристы разнесли пункт управления дронами ВСУ в районе Гуляйполя
06:03
Видео
В тыловом районе на Харьковском направлении СВО открыли блиндажный храм
05:37
Россия ввела санкции против немецкого производителя Daimler Truck
05:32
Видео
Дожди размыли железнодорожный путь на участке Транссиба в Забайкалье
05:21
Видео
Десантники эвакуировали трофейный Leopard в курском приграничье
05:00
Видео
При освобождении Червоной Зирки российские бойцы услышали французскую речь
04:55
Аномальная жара в Западной Европе достигнет пика в ближайшие дни
Истребитель И-16: принявший первый удар
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Истребитель И-16: принявший первый удар

И-16 в 1941 году был одним из основных истребителей авиации РККА. Именно на нем советские летчики боролись в первые дни войны за господство в воздухе с асами люфтваффе.
19 марта 2020, 11:23
Реклама
Истребитель И-16: принявший первый удар
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Истребитель И-16 (в  войсках его называли «Ишачок») - советский истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова. Первый полет машина совершила в 1933 году, и в то время И-16 можно было назвать одним из лучших истребителей в мире.

Стоит особо отметить, что в то время среди военных была принята идея о том, что в воздушном бою должны быть задействованы два истребителя: маневренный и скоростной. Именно поэтому на вооружение были приняты одновременно моноплан И-16 и биплан И-15. Предполагалось, что первый догонит противника и завяжет схватку, а И-15, подойдя позже, сможет добить его в маневренном бою.

Самолет получил боевое крещение в Испании, где хорошо показал себя в боях с Bf-109B. Также истребитель применялся в Японо-китайской войне, в Советско-финской войне. К 1940-му году стало понятно, что истребитель И-16 морально устаревает. Ему на замену появляются истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Ми-Г-3, а Поликарпов создает И-180 и И-185. Однако именно на этой машине советские летчики в первые дни войны боролись за господство в воздухе с летчиками люфтваффе, которые к тому времени получили Bf-109F, а позже и Bf-109G.

Интересные факты

Вопреки расхожему мнению, И-16 уступали самолетам противника, но не по всем характеристикам. По отзывам летчиков, истребители имели меньшую скорость, но лучшую маневренность, что давало им преимущество в ближнем бою, а кроме того, играло большую роль то, что самолет был хорошо изучен как летным составом, так и наземными службами. По данным немецких источников, первые недели боев были единственным периодом за всю войну, когда еженедельные потери самолетов авиации Германии на Восточном фронте выражались трехзначным числом.

По одной из версий, именно на И-16 был сбит первый немецкий самолет во время ВОВ.

Огромное количество самолетов И-16 было уничтожено на аэродромах в первые дни войны.

В составе 13-го истребительного полка самолеты были задействованы на Ленинградском фронте. Только в марте 1942 года летчиками полка было сбито 54 немецких самолета, при этом потеряно было лишь две машины.

И-16 стал первым в СССР серийным самолетом с убирающимися шасси. Однако для того, чтобы убрать их, пилоту приходилось одной рукой управлять самолетом, а другой - крутить специальную ручку.

Одна из особенностей машины - задняя центровка. Поэтому машина была очень маневренной, но строгой в пилотировании, не прощала пилотам ошибок.

В 1930-х  И-16 был символом авиации РККА. На нем выступала пилотажная группа «Красная пятерка».

В Испании франкисты называли И-16 Rata («крыса»), а республиканцы - Mosca («муха»).

В 1941-1942 годах более десяти летчиков люфтваффе погибли или получили травмы, выполняя полеты на трофейных УТИ-4 (И-16).

Всего с 1934 по 1942 год выпущено 10 076 самолетов И-16.

Характеристики (И-16 тип 28)

Взлетная масса - 1 980 кг; скорость - 460 км/ч; практический потолок - 9 900 м; дальность - 440 км; вооружение - два 7,62-мм пулемета ШКАС, две 20-мм пушки ШВАК.

Реклама
Реклама