Лента новостей
Лента новостей
09:24
На выборах мэра Нью-Йорка победил социалист-мусульманин
09:05
Видео
Путин назначил замглавы ФАС Королева врио губернатора Тверской области
08:54
В Италии назвали правдой слова Захаровой о крахе страны из-за поддержки Киева
08:18
Мадуро утвердил план на случай вооруженной агрессии США
07:35
Над Россией ночью сбили 40 украинских дронов
07:05
Число жертв крушения самолета в штате Кентукки выросло до семи
06:37
Трамп выдвинул работавшего с Маском Айзекмана на пост главы NASA
06:04
Видео
«Ланцет» разнес в щепки установку для запуска украинских дронов
05:31
Три члена экипажа погибли при крушении самолета в штате Кентукки
05:23
Шатдаун при Трампе стал самым долгим за всю историю США
05:00
Видео
Корабли ТОФ отразили удар крылатых ракет условного противника
04:41
NYT: США рассматривают три варианта силовых операций в Венесуэле
04:34
Лидеры ЕС пропустят саммит с Латинской Америкой, чтобы не злить Трампа
03:36
В США заявили об отставании от РФ и Китая в модернизации ядерного оружия
03:30
Афганистан поставил в Россию 50 тонн яблок из Кандагара
02:52
На Солнце произошла мощнейшая вспышка класса активности Х1.8
02:31
Видео
В США при взлете разбился и взорвался грузовой самолет
01:55
Администрация Трампа получила запрос Саудовской Аравии о покупке F-35
Истребитель И-16: принявший первый удар
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Истребитель И-16: принявший первый удар

И-16 в 1941 году был одним из основных истребителей авиации РККА. Именно на нем советские летчики боролись в первые дни войны за господство в воздухе с асами люфтваффе.
19 марта 2020, 11:23
Реклама
Истребитель И-16: принявший первый удар
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Истребитель И-16 (в  войсках его называли «Ишачок») - советский истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова. Первый полет машина совершила в 1933 году, и в то время И-16 можно было назвать одним из лучших истребителей в мире.

Стоит особо отметить, что в то время среди военных была принята идея о том, что в воздушном бою должны быть задействованы два истребителя: маневренный и скоростной. Именно поэтому на вооружение были приняты одновременно моноплан И-16 и биплан И-15. Предполагалось, что первый догонит противника и завяжет схватку, а И-15, подойдя позже, сможет добить его в маневренном бою.

Самолет получил боевое крещение в Испании, где хорошо показал себя в боях с Bf-109B. Также истребитель применялся в Японо-китайской войне, в Советско-финской войне. К 1940-му году стало понятно, что истребитель И-16 морально устаревает. Ему на замену появляются истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Ми-Г-3, а Поликарпов создает И-180 и И-185. Однако именно на этой машине советские летчики в первые дни войны боролись за господство в воздухе с летчиками люфтваффе, которые к тому времени получили Bf-109F, а позже и Bf-109G.

Интересные факты

Вопреки расхожему мнению, И-16 уступали самолетам противника, но не по всем характеристикам. По отзывам летчиков, истребители имели меньшую скорость, но лучшую маневренность, что давало им преимущество в ближнем бою, а кроме того, играло большую роль то, что самолет был хорошо изучен как летным составом, так и наземными службами. По данным немецких источников, первые недели боев были единственным периодом за всю войну, когда еженедельные потери самолетов авиации Германии на Восточном фронте выражались трехзначным числом.

По одной из версий, именно на И-16 был сбит первый немецкий самолет во время ВОВ.

Огромное количество самолетов И-16 было уничтожено на аэродромах в первые дни войны.

В составе 13-го истребительного полка самолеты были задействованы на Ленинградском фронте. Только в марте 1942 года летчиками полка было сбито 54 немецких самолета, при этом потеряно было лишь две машины.

И-16 стал первым в СССР серийным самолетом с убирающимися шасси. Однако для того, чтобы убрать их, пилоту приходилось одной рукой управлять самолетом, а другой - крутить специальную ручку.

Одна из особенностей машины - задняя центровка. Поэтому машина была очень маневренной, но строгой в пилотировании, не прощала пилотам ошибок.

В 1930-х  И-16 был символом авиации РККА. На нем выступала пилотажная группа «Красная пятерка».

В Испании франкисты называли И-16 Rata («крыса»), а республиканцы - Mosca («муха»).

В 1941-1942 годах более десяти летчиков люфтваффе погибли или получили травмы, выполняя полеты на трофейных УТИ-4 (И-16).

Всего с 1934 по 1942 год выпущено 10 076 самолетов И-16.

Характеристики (И-16 тип 28)

Взлетная масса - 1 980 кг; скорость - 460 км/ч; практический потолок - 9 900 м; дальность - 440 км; вооружение - два 7,62-мм пулемета ШКАС, две 20-мм пушки ШВАК.

Реклама
Реклама