«Кто владеет информацией - тот владеет миром»: как прошел в Конгрессе США допрос глав четырех IT-гигантов
Сегодня в Конгрессе США главы четырех IT-гигантов, компаний Google, Facebook, Apple и Amazon, отвечали на вопросы законодателей и доказывали, что не злоупотребляют своим влиятельным положением на рынке.
Общая стоимость «большой четверки» составляет почти 5 триллионов долларов. Расследование против IT-гигантов ведется уже больше года. Американские законодатели подозревают эти компании в нарушениях антимонопольного законодательства. Претензии можно свести к тому, что «вы слишком влиятельны и это пугает власть».
Почти шесть часов «императоры онлайн-экономики», - именно такая формулировка звучала из уст политиков, - доказывали, что не злоупотребляют своим положением.
«Наши основатели не склонялись перед королем. Мы так же не должны склоняться перед императорами онлайн-экономики», - заявил председатель антимонопольного комитета палаты представителей Дэвид Сициллин.
Главы «большой четверки» Джефф Безос, Тим Кук, Марк Цукерберг и Сундар Пичаи заработали так много, что теперь обладают властью, большей, чем у политиков. Потому что слишком много знают.
Председатель антимонопольного комитета палаты представителей Дэвид Сициллин поинтересовался у главы Google, почему тот «крадет информацию у честных компаний».
«Я не согласен с такой характеристикой. Буквально на той неделе я встречался со многими бизнесменами. Сегодня мы поддерживаем почти полтора миллиона малых предприятий», - ответил глава Google Сундар Пичаи.
Сотни миллионов покупателей и пользователей по всему миру, миллиардные прибыли и огромное влияние, которым компании пользуются не слишком добросовестно. Уничтожают конкурентов в экономике, блокируют политических оппонентов, к примеру Twitter Трампа. Или почтовый сервис автоматически отправляет письма политиков-республиканцев в корзину получателя, как спам.
«Позвольте мне спросить Вас, господин Безос, когда-либо Amazon получал доступ и использовал данные сторонних продавцов при принятии деловых решений? И просто “да” или “нет”, сэр», - попросила член комитета палаты представителей Прамила Джапаял.
Генеральный директор Джефф Безос признался, что не может ответить на этот вопрос словами «да» иди «нет».
За шесть часов были заданы 217 вопросов. А главы крупнейший IT-компаний даже не скрывали, что им скучно. Марк Цукерберг что-то жевал, Безос пил чай с печеньем. И на все враждебные выпады конгрессменов, они отвечали, что их компании - не то, о чем должна беспокоиться Америка.
«То положение, которое они имеют, позволяет им двигаться в сторону дивного нового мира, где они если не будут всевластными, но будут иметь большое политическое влияние, зная о пользователях, об избирателях больше, чем даже их родственники или члены семей», - пояснил политолог, американист Малек Дудаков.
С юридической точки зрения подкопаться невозможно: пользователи сами дают согласие на обработку информации, когда ставят галочки при регистрации в соцсетях и аккаунтах. Но фактически сотни миллионов людей вынуждают пользоваться услугами, расплачиваться за которые приходится личными данными.
«Приложения могут подтормаживать, новых услуг не видно, интерфейс может становиться менее удобным. Вот мне, например, очень не нравится новый интерфейс Facebook, я решил на старом остаться. А конкурентов-то нет, ты бы ушел к конкурентам, но их уже, к сожалению, нет, поскольку компания все захватила», - рассказал директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
И хотя США далеко, не стоит думать, что это не касается пользователей в других странах. Проблема не только в надоедливой контекстной рекламе, но и в том, что персональные данные могут попасть в открытый доступ.
Например, если зайти в чей-нибудь аккаунт Google, то можно увидеть всю собранную сервисом личную информацию. Можно посмотреть историю за последний месяц, год и даже больше. Данные очень точные: домашний и рабочий адрес, на карте отмечены красными точками и полный список тех мест, которые человек посетил, с указанием времени и продолжительности пребывания.
Ограничить возможности крупнейших IT-компаний в США пытаются больше года, но пока не придумали, каким именно способом. Ведь у каждого сенатора и конгрессмена тоже есть своя страничка в Facebook и Twitter.