Последний герой Курильской десантной операции: личная история Владимира Степанова
Последней битвой Второй мировой называют Курильскую десантную операцию, которая продолжалась вплоть до самой капитуляции Японии. Советским воинам удалось, казалось бы, невозможное: закрепиться на пустынных берегах под шквальным огнем, а потом и заставить отступать десятикратно превосходящую группировку врага. Но все это ценой больших потерей. Одним из последних героев, доживших до наших дней, стал Владимир Степанов.
На фронт 17-летнего Владимира Степанова призвали в 1942 году. Но в мае 1945-го война для него так и не закончилась. Очередной выход в море оказался началом новой десантной операции - последней в истории Второй мировой войны. Однако его участники узнали об этом только на кораблях, так как все держалось в секрете.
Восемь с половиной тысяч японских солдат держали оборону на неприступном острове Шумшу. Взятие этого укрепрайона позже назовут первым и решающим событием Курильской операции. Незаметно подобраться к острову нашим солдатам помог густой туман. Возмущенные дерзкой вылазкой, японцы оказывали ожесточенное сопротивление.
«Настоящие самураи - беспощадные и во имя императора готовы пожертвовать своею жизнью. Они только слово "банзай" понимали - это "Ура!" по-нашему, больше ничего. Были там они и прикованные к пулемету», - рассказывает участник Курильской битвы, ветеран Владимир Степанов.
Все участки побережья, доступные для высадки десанта, прикрывали бетонные ДОТы и ДЗОТы, связанные между собой траншеями и подземными ходами. Восемьдесят танков, больше трехсот закрытых пулеметных точек. На помощь с соседнего острова Парамушир были готовы прийти еще 13 тысяч японских солдат. У наших бойцов с собой лишь минометы и пулеметы, с которыми еще надо прорваться на укрепленный берег.
«Японцы не думали, что среди их логова появятся. Нахальства наберутся десантники захватить высоту, но это удалось», - рассказывает Владимир Степанов.
Так начиналось освобождение Курильских островов.
«Сегодня, вспоминая события 75-летней давности, Владимир Владимирович находит место улыбке. Но так было не всегда. Раньше он рассказывал, и все время плакал, и поэтому вот знаете - характер, то что называется - мужской. Я ему всегда все прощала из-за того, что он пережил такое страшное», - говорит супруга Анна Ивановна.
Вернуться к жизни помогла любовь. Именно она 70 лет держит фронтовика на плаву.
«Он выскочил из машины, а я на него смотрю, он так похож на Пушкина был! А я Пушкина так люблю. На него смотрю, и он на меня смотрит. Ну в общем видно это судьба, Господь сверху распорядился», - рассказывает Анна Ивановна.
В их доме всегда радушно встречали однополчан. Одна из главных тем неизменно - «мирный курильский десант». Встречи у братской могилы, фото которых фронтовик бережно хранит.
На остров, пропитанный кровью товарищей, «мирный курильский десант» не ступал уже 20 лет. Живых участников той битвы почти не осталось. Но на злободневный вопрос - «чьи Курилы?» отвечают твердо: «Конечно, наши. Тут вопроса никакого нет».