Лента новостей
Лента новостей
16:12
Видео
Артиллеристы уничтожили гаубицу М198 на территории ЛНР
15:59
Видео
Операторы дронов сбросили гранаты на боевиков ВСУ под Торецком
15:48
Британец 11-й год ищет на свалке диск с биткоинами на 500 млн фунтов
15:40
Видео
В аэропорту Кольцово появился робот, позволяющий за полминуты сдать багаж
15:04
Видео
Оператор FPV-дрона поразил боевую машину пехоты Marder в Курской области
14:58
Песков предупредил о вечернем совещании Путина без раскрытия темы
14:45
Российская армия освободила Новодмитровку в ДНР
14:40
МО РФ: все боевые блоки «Орешника» успешно достигли объекта поражения
14:28
Видео
Эксперт рассказал о последствиях удара «Орешником» для ВСУ
14:23
ФОМ опросил россиян об удовлетворенности работой Путина
14:23
Видео
«Звезда» показала кадры штурма траншеи глазами «противника»
14:10
ВСУ потеряли 150 военнослужащих за сутки боев на Курском направлении
13:37
В Подольске девушка погибла от сорванной ветром беседки
13:18
Кремль: контактов с администрацией США после удара «Орешником» не было
13:17
Кремль: МО РФ проработает механизмы оповещения мирных жителей Украины
13:16
Песков: Россия предпочла бы, чтобы США прислушались к заявлениям Путина раньше
13:10
В Кремле объяснили главный посыл Западу в обращении Путина
13:03
Видео
Замкомвзвода рассказал, как остановил колонну ВСУ, подбив первую машину
Взрывчатка, снаряды, авиабомбы: как живет центр советского химпрома Дзержинск
© ТРК "Звезда"

Взрывчатка, снаряды, авиабомбы: как живет центр советского химпрома Дзержинск

Половина производимой в стране взрывчатки, каждый второй снаряд, каждая третья авиабомба выпускалась в Дзержинске.
23 ноября 2021, 08:32
Реклама
Взрывчатка, снаряды, авиабомбы: как живет центр советского химпрома Дзержинск
© ТРК "Звезда"

«Они на фронте, а мы в тылу» - эти же слова Мария Гейнбихнер повторяла всю войну. В 1941-м ей было 12. Днем она работа на железной дороге завода Свердлова, вечером занималась в школе. К 15 годам она уже бок о бок со взрослыми ковала победу в тылу. И таких историй тысячи.

 «Нужно - отработаешь и день и ночь, даже не придешь домой», - сказала заслуженный труженик завода им. Свердлова Мария Гейнбихнер.

Завод Свердлова - градообразующее предприятие. Некогда крупнейшим производителем взрывчатки в России был охтинский пороховой завод на Неве, основанный Петром. В Первую мировую стратегическое производство перенесли вглубь страны.

Половина производимой в стране взрывчатки, каждый второй снаряд, каждая третья авиабомба выпускалась в Дзержинске. За четыре года химическое предприятие выпустило продукции в два раза больше, чем за 20 предвоенных лет.

В начале войны коллективы заводов в кратчайшие сроки увеличивали мощности, чтобы запустить новые производства. Так, на заводе «Рулон», где производили стекла для самолетов, выпуск продукции увеличился в 13 раз, на «Заводстрое», выпускавшем хлор, - в семь раз. Женщины и подростки вставали к станкам, заменив воевавших мужей и отцов.

«Со всей области: марийцы, татары, чуваши, русские. Все во время войны работали, даже с Узбекистана присылали людей», - добавил заслуженный пенсионер завода Свердлова Виктор Громов.

В сентябре президент присвоил 12 городам почетное звание «Город трудовой доблести». В Нижнем Новгороде на профильном форуме присутствовали представители всех 44-х городов обладателей почетного звания. Обсуждали, как выполнить поручения президента: привести в порядок объекты и памятники, связанные с подвигом тыловиков, а также проработать просветительскую программу для молодежи. В школы планируют вернуть уроки краеведения.

«Далеко не во всех регионах есть нормальные учебники, есть часы школьной программы преподавания региональной истории. Это большая и сложная задача, которой занимается Российское историческое общество сейчас», - рассказал председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский.

Заслуженные работники завода регулярно встречаются на совете ветеранов. Они вспоминают тяжелые годы, бессонные ночи и сплоченность коллектива, работающего во имя большой Победы. Они готовы делиться с подрастающим поколением опытом. Сейчас задача - найти формат, в котором эту информацию можно доступно, а главное - интересно подать молодежи.

Реклама
Реклама