Лента новостей
Лента новостей
00:36
ВСУ девять раз за сутки обстреляли территорию ДНР
00:08
В Госдепе признали попытки США помешать отношениям между РФ и Китаем
00:02
Мичман 48 часов не сходил с командного мостика в боях за остров Даго в ВОВ
23:33
В ЮНЕСКО не утвердили доклад без упоминания погибших журналистов из РФ
22:44
Видео
Пулеметчик показал быстро зачищенный от ВСУ поселок в Курской области
21:48
Макгрегора признали виновным в изнасиловании
21:28
За три недели справки участника СВО получили более 115 тысяч бойцов
20:37
Видео
Путин объявил о начале серийного производства ракет «Орешник»
20:15
Видео
Каракаев: «Орешник» способен поразить цели во всей Европе
19:42
Видео
Путин: ракета «Орешник» является современной, новейшей разработкой
19:41
Видео
Путин: Россия будет продолжать испытания таких систем, как «Орешник»
18:54
Видео
В Москве прошло заседание Совета по защите интересов РФ в Арктике
18:52
Видео
Лавров заявил, что Зеленский испугался пуска Россией «Орешника»
18:45
В Курской области легковой автомобиль наехал на мину
18:21
Кабмин РФ досрочно отменит запрет на экспорт российского бензина
17:50
Видео
В МО РФ обсудили межведомственное взаимодействие в интересах обороны
17:39
Видео
Цискаридзе призвал ограничить цены на билеты в государственные театры
17:30
Видео
В Россию с Украины вернулись 46 жителей Курской области
Сто пять лет небесной навигации: как в России готовят штурманов Военно-воздушных сил
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Сто пять лет небесной навигации: как в России готовят штурманов Военно-воздушных сил

В России 24 марта отмечают День штурманской службы ВВС.
24 марта 2021, 04:52
Реклама
Сто пять лет небесной навигации: как в России готовят штурманов Военно-воздушных сил
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Курс построит верный, системы ПВО противника обойдет и даже отбомбиться по цели сможет - в Военно-Воздушных силах штурмана называют «мозгом самолета». Штурманской службе ВВС сегодня исполняется 105 лет.

Координаты цели определены. Тридцать секунд и она поражена. За годы обучения курсант Владислав Лушаков поразил несколько сотен целей на воде, в воздухе и на земле, занимаясь на тренажере. По словам курсанта, к пятому курсу он почти перестал промахиваться.

Кнопки, датчики и тумблеры на приборной панели симулятора до миллиметра совпадают с их расположением в истребителе бомбардировщике Су-34. Следующий тренажер воссоздает и атмосферу полета.  

Посадка Су-34 на 3D-симуляторе прошла штатно. Будущий штурман справился с задачей. Обучение на интерактивных тренажерах, идентичных реальным системам управления, - основная составляющая подготовки военных специалистов в единственном в стране училище штурманов. В нем готовят и офицеров боевого управления, в гражданской терминологии - диспетчеров. Для курсантов здесь организован центр управления, полностью имитирующий реальный. В нем отрабатываются взлеты и посадки при самых неблагоприятных погодных условиях, ведется контроль за виртуальными самолетами в воздухе, компьютерным экипажам ставятся боевые задачи.

Завтрашние офицеры боевого управления поднимают в небо виртуальную эскадрилью многофункциональных Су-30. Ночь, низкая облачность, снег. Вторая группа осуществляет наведение. В радиусе 200 километров обнаружено несколько вражеских бомбардировщиков.

Начиная со второго курса, штурманы садятся «за парту» в воздухе. В Ту-134Ш курсанты учатся ориентироваться в небе по наземным ориентирам, выстраивают маршрут полета, на старших курсах даже выполняют боевое применение учебными бомбами. В самолете - масса приборов, с которыми должен управляться будущий штурман. Они разделены на несколько частей, как в школе - на первый, второй и третий вариант.

«На данном учебном месте у нас расположены радионавигационное оборудование - это автоматический радиокомпас, курсовая система, указатель высоты и указатель скорости. На соседней парте у нас расположено радиосвязное оборудование, расположена радиостанция. Также указатель скорости, указатель высоты», - показывает штурман отряда филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» в Челябинске Роман Митасов.

В Ту-134Ш курсант Лукашов отлетал уже более 160 часов. Отработал навыки не только по вариантам, но и в комплексе - в кабине учебного самолета. Сейчас главная цель - до конца года успеть провести первый полет на боевой машине. С типом авиации, с которым он свяжет свою жизнь, завтрашний выпускник военного училища штурманов определился еще в детстве.

«У меня прадед был авиационным техником в 274-м ночном бомбардировочном авиационном полку, отец - авиационный техник тоже бомбардировочного полка. Выбор, на какой авиации, на каком самолете, особо не стоял. Я выбрал бомбардировочную авиацию», - рассказывает Лукашов.

 С 1936-го года из училища выпустились несколько тысяч военных штурманов. Среди них ветераны Великой Отечественной, участники всех послевоенных вооруженных конфликтов, в том числе современных. Штурман - «мозг самолета», не без гордости говорят преподаватели. Именно он определяет курс машины в воздухе, следит за всеми ее показателями, определяет расстояние до цели, вычисляет ее точные координаты. Спрос на специальность традиционно превышает предложение, подчеркивают в училище.   

«Молодежь стремится летать, молодежь стремится подняться в воздух. Поэтому у нас четыре человека на место это ежегодно бывает», - говорит начальник филиала Игорь Шведов.

Пока первокурсники впервые садятся за ручки симуляторов, совершают ошибки, курсанты средних курсов оттачивают в воздушной парте теоретические навыки, выпускники с завистью следят за взлетной полосой. По которой их однокашники, которые выпустились год или два назад, разгоняют сверхзвуковые современные боевые машины.

Реклама
Реклама