Вирусный раскол: почему страны ЕС готовы принять туристов во время роста заболеваемости COVID-19
В Европе произошел новый полномасштабный раскол на фоне коронавируса. Пока одни страны уже вслух говорят о начале третьей волны пандемии и ужесточении ограничительных мер, другие готовы открыться и, как в омут головой, кинуться в летний сезон. Понятно, что для Южной Европы, и так не богатой, прожить еще один год без туристов - смерти подобно. И потому там все громче и чаще говорят о введении ковид-паспортов.
Задумываются об этом, впрочем, не только в Южной Европе. Например, в Германии за электронную сертификацию европейцев выступила канцлер Ангела Меркель. По ее словам, только это может вернуть свободное передвижение по ЕС.
«Это должны быть шаги в направлении открытости, но в то же время они не должны стать шагами, которые могут отбросить нас назад», - объяснила Меркель свою позицию.
Поддерживают введение паспортов Греция и Испания, а вот большинство северных стран пока сомневаются, что такие документы станут гарантией здоровья.
За второй волной пандемии, в Евросоюзе сразу пришла третья. В Чехии больницы сейчас переполнены, закрыты детские сады, а в компаниях вводят обязательное тестирование.
В Словакии пациентов отправляют в соседние страны - мест в больницах не хватает. Венгрия закрывает на две недели магазины, детские сады и предприятия - в стране резкий рост числа заболевших.
По всей Европе продлевают запреты и ограничения. В Германии до конца марта будут закрыты рестораны, кафе, театры, а на границах с Чехией, Австрией и Францией появились пункты санитарного контроля.
Без теста на коронавирус по Шенгенской зоне сейчас передвигаться нельзя. Подобный пограничный контроль в той или иной мере уже ввели Дания, Финляндия, Венгрия и Швеция.
Во Франции продолжают вводить локальные карантины. Например, жителям Ниццы запретили выходить из дома по выходным без уважительной причины.
На севере Италии все больше появляется «оранжевых» и «красных» зон с ограничениями и закрытиями. До 27 марта продлен запрет на передвижение между 20 регионами страны. Местный бизнес существует, что называется, на последнем дыхании: еще один летний сезон без туристов многие не переживут. Предприниматели готовы к любому решению. Для них главное, чтобы вернулись клиенты.
Головная боль Европы - как остановить третью волну и при этом открыть летний туристический сезон. В поиске решения изучают опыт Израиля. В стране проводят массовую вакцинацию и одновременно вводят так называемые внутренние «зеленые паспорта». Прививка как привилегия - пропуск в новый пост-пандемийный мир. Хочешь сходить в бассейн или заняться спортом, предъяви электронный документ. Для остальных жизнь сохранится в режиме ограничений.
Подобные ковидные паспорта предлагают ввести и в Европе. Еще год назад эту идею в Старом Свете гневно назвали бы неприемлемой дискриминацией, а теперь обсуждают на уровне Еврокомиссии. Накануне старта туристического сезона на неравенство готовы закрыть глаза.
За введение таких документов уже высказались Греция, Италия, Испания и даже Австрия.
Идею с иммунными паспортами поддержали и в Британии. В Королевстве вакцинация идет быстрее всех в Европе - привиты уже больше 20 миллионов человек.
«Нет никаких сомнений, что много людей и стран проявят интерес к паспортам вакцинированного. Мы же привыкли подтверждать, что сделали прививку, например от желтой лихорадки или чего-то еще. Так что рано или поздно паспорта появятся по всему миру», - уверен британский премьер Борис Джонсон.
Британцы обожают путешествовать. Стараются покидать остров зимой и летом, а еще на время осенних и весенних школьных каникул. Однако пока в Королевстве все еще карантин и жесткие ограничения.
На минувшей неделе Борис Джонсон обрадовал нацию, сообщив, что путешествия возобновятся в мае. Сразу же после этой новости британцы бросились бронировать билеты и гостиницы.
Туристические агентства все еще закрыты, в офисах никого нет. Но билеты на летний сезон уже массово раскупают по интернету. Жители Великобритании привыкли планировать отдых заранее - так дешевле и спокойнее. Испания и Португалия - любимые направления. А это сейчас одни из самых горячих точек по числу заражений в Европе. Однако британских туристов это не смущает и туры в эти страны на лето уже забронированы.
На Кипре и Сейшеллах заявили, что с 1 мая готовы пускать к себе британцев, которые сделали прививки. Так что появление ковидных паспортов в стране, похоже, просто вопрос времени. Ради отдыха можно закрыть глаза и на такие «мелочи», как вакцинные привилегии. Что подтверждают и последние опросы - 60% британцев поддерживают появление таких документов.
Вопросов к ковидным паспортам много. С учетом проблем с вакцинацией в Европе, десятки миллионов человек просто не успеют сделать прививку к летнему сезону. Кроме того, неясно, какие прививки будут считаться соответствующими высоким международным стандартам. Непонятно также, появится ли новое разделение на вакцины первого и второго класса. Не по свойствам, конечно, а по отношению к ним. Сам электронный сертификат - это удобный инструмент политики кнута и пряника.
«Если будет введен ковидный паспорт, то это будет противоречить принципам добровольности. Значит людей будут заставлять насильно, если люди, конечно, хотят перемещаться, а в Европе без перемещения между странами-членами Евросоюза едва ли население может представить себе свою жизнь», - считает глава МИД РФ Сергей Лавров.
В России такой дилеммы нет. Наша страна не собирается делить граждан по прививочным документам. В отличие от Евросоюза, ситуация с открытием российских границ зависит не от появления иммунных паспортов, а исключительно от эпидемиологической обстановки, но для внутреннего туризма преград нет.
Неполиткорректные ковидные паспорта - это продолжение политики закрытых границ в Европе. Если раньше страны просто закрывали шлагбаум, то теперь появятся цифровые пограничники: без электронного сертификата придется остаться дома. Похоже, найти другое решение в ЕС просто не могут, так как еще один год без туризма окончательно подорвет экономику союза. Другое дело - это дальнейшее будущее Евросоюза - после всех испытаний и ущемлений прав.