Новая ветка БАМа: на строительство магистрали отправят технику военных, созданную инженерами-железнодорожниками
Военные изобретатели под руководством офицеров Главного управления боевой подготовки, вместе представителями предприятия ОПК, создали надежные машины большей производительности для строительства новой ветки БАМа. Сейчас техника проходит госипытания на Урале.
В подвешенном состоянии на участке ОТК новый бульдозер БС-1-12 проходит первый этап госиспытаний. Следующая – ближе к земле уже на полигоне.
Многотонная машина забирается на рыхлые отвалы под углом 35 градусов, и спускается с них. После теста ходовой части – проверка производительности. По предложению военных изобретателей, конструкцию отвала бульдозера, которому предстоит строить вторую ветку БАМа, существенно доработали. По сравнению с гражданскими аналогами – увеличена его площадь, а по краям появились характерные клыки. Главный инструмент машины может одновременно работать с несколькими типами грунта. За несколько дней испытаний бульдозер вырыл котлован длинной 100 метров.
Так называемые клыки отвала – впереди, рыхлитель – сзади, три точки опоры, и тележка бульдозера БС-1-12 поднимается на полметра над землей. Это не просто аттракцион. На практике, благодаря такой функции, экстренный ремонт машины можно производить без помощи мощных домкратов. Чтобы выполнить требования железнодорожных войск, предприятию из Челябинска пришлось полностью пересмотреть производственный цикл. Внедрена уникальная роботизированная линия сварки крупных корпусов – рамы, тележки для бульдозеров и путеукладчиков, сделанные исключительно из российских комплектующих. В машинах для Минобороны все – от двигателя до рычагов управления в кабине оператора – отечественного производства. На предприятии подчеркивают, что военная приемка – главный катализатор качественного развития завода.
«Четкое соответствие конструкторской документации, технологических процессов, требование по качеству на всех этапах производства, в том числе, на этапе конечной продукции, плюс требование к ресурсным испытаниям. То есть, очень серьезный цикл подготовки мы прошли с представителями Минобороны и военной приемки», – рассказала директор предприятия-изготовителя Евгений Горелый.
Военные изобретатели, работу которых курирует Главное управление боевой подготовки ВС РФ, полностью переработали концепцию гражданской строительной техники для нужд железнодорожных войск. Некоторые системы, которые на испытаниях не справились с армейскими нагрузками, были заменены на принципиально иные – инновационные. Так, в БС-1-12 появилась новая, единая система охлаждения – гидравлики, двигателя и кабины оператора.
«Прекрасно себя зарекомендовала, и по итогам испытаний, завод сам увидел преимущества этой системы и начал транслировать систему Fan Drive, и в свою гражданскую выпускаемую продукцию», – уточнил начальник отдела НИИЦ специальной техники железнодорожных войск Анатолий Шалин.
На строительство новой ветки БАМа отправятся несколько разработок военных инженеров-железнодорожников и уральских машиностроителей. Кроме бульдозера – это путеукладчик ПБ-5 и тягач-дозировщик ТТД-3. Основа – тележка – у всех одна. Унификация поможет решить вопросы ремонта, что важно в непроходимой тайге. К тому же, не нужно тратить время на переподготовку операторов. Новый путеукладчик за десятичасовую смену способен проложить два километра железнодорожного полотна. В зависимости от рельефа и технического задания он может повернуть путь или вправо, или влево.
Сейчас перед конструкторами и военными железнодорожниками стоит новая сложная задача. До осени они должны представить опытный образец колесного погрузчика, который тоже отправится строить БАМ.