Гособоронзаказ, COVID-19 и диверсификация ОПК: интервью с главой ОСК Алексеем Рахмановым
Газета «Красная Звезда» взяла интервью у главы ОСК. Каковы нынешние возможности отечественного военного кораблестроения? Удалось ли их сохранить в условиях пандемии COVID-19 и заданными темпами продолжить строительство новых надводных кораблей и подводных лодок? Как влияет внедрение цифровых и аддитивных технологий на эффективность производственного процесса? Об этом и многом другом рассказывает генеральный директор акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.
– Алексей Львович, предлагаю начать нашу беседу с вклада возглавляемой вами корпорации в укрепление обороноспособности нашей страны, в оснащение Военно-Морского Флота России новыми кораблями и напомним нашим читателям о переданных заказчику в последние годы изделиях ОСК.
– ОСК – производитель одних из самых грозных морских боевых машин в мире. Это не только наша оценка, это подтверждается все возрастающими объемами военно-технического сотрудничества. Подтверждается и опытом боевых действий, в частности выполнением боевых заданий кораблями и подводными лодками производства ОСК в Сирийской Арабской Республике.
Обеспечение российского ВМФ новейшими образцами техники – наша ключевая задача. Только за 2020 год было завершено строительство и ремонт 11 кораблей и судов (9 построено и 2 отремонтировано) для отечественного флота. В этом году флот получит еще 10 единиц техники (7 новых и 3 после ремонта).
Мы используем самые современные материалы, такие как, скажем, композиты. Примером может служить тральщик проекта «Александрит». В 2016 году состоялась передача ВМФ головного корабля проекта, а в этом году уже шестой тральщик с самым большим в мире корпусом из монолитного стеклопластика готовится к швартовным испытаниям.
Нами была усовершенствована технология серийного строительства атомных подводных лодок 4-го поколения. В прошлом году вошел в состав флота головной крейсер проекта 955А «Князь Владимир» (четвертая субмарина проекта «Борей»). А в этом – вторая АПЛ проекта 885М «Ясень» – «Казань».
Развернуто серийное строительство надводных кораблей класса «корвет» и «фрегат». В прошлом году сдан первый серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов» – корабль дальней морской зоны с мощным ракетным вооружением. Минобороны заказало еще два таких фрегата, которые станут седьмым и восьмым представителями этого типа кораблей.
Мы же ждем, что после окончания модернизации нашей Северной верфи площадка приступит к ускоренному созданию фрегатов модернизированного проекта 22350М – еще более мощных и хорошо вооруженных.
– Гособоронзаказ ОСК выполняет, производственные мощности загружены на годы вперед, занятость персонала обеспечена. То есть, можно говорить о преодолении корпорацией последствий двух волн пандемии COVID-19?
– Пандемия новой коронавирусной инфекции стала крайне серьезным вызовом для всего человечества. Она заставила менять представления о национальных границах, эффективности тех или иных экономических механизмов в период кризиса, о поведении каждого из нас на работе и в быту.
Введение национальных локдаунов разными странами «съело», по некоторым оценкам, не менее 12 процентов мирового ВВП. Естественно, такие масштабные процессы не могли не оказывать влияния и на жизнь ОСК.
Последствия закрытия границ и связанные с этим производственные проблемы не заставили себя ждать: часть иностранных подрядчиков отодвинула сроки выполнения работ, многие специалисты не приехали для осуществления пуско-наладки и так далее. Однако мы постарались так скорректировать свои подходы, чтобы это минимально отразилось на сроках наших собственных обязательств.
Одновременно были приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности людей в части организации раздачи средств индивидуальной защиты, централизованного тестирования, соблюдения дистанцирования.
В ОСК и сейчас в наличии более 3 млн масок и более 10 тысяч литров антисептиков, готовых к использованию в любой момент.
– Сказалась ли сложная эпидемиологическая ситуация на темпах проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на серийном производстве?
– Нам удалось не допустить массового заболевания сотрудников и одновременно не сломать график работы. Ни научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ни серийное производство заметно не пострадали.
– В Министерстве обороны сегодня большое внимание уделяется организации обслуживания вооружения и техники на протяжении всего их жизненного цикла. Алексей Львович, а Объединенной судостроительной корпорации уже удалось эффективно выстроить всю эту цепочку во взаимодействии с военным ведомством?
– Для того чтобы цепочка работала без сбоев в рамках жизненного цикла, должно происходить проектирование, потом строительство, потом формирование крупной серии кораблей. А к завершению жизненного цикла этого поколения – проектирование следующего. Чтобы к моменту выхода техники на утилизацию начиналось замещение.
Раньше нам часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда заказчик начинал перепроектирование корабля уже в процессе строительства, что сразу сказывалось и на сроках сдачи, и на перспективах серийности, и на стоимости изделия.
Сейчас мы гораздо ближе к тому, чтобы нащупать верный алгоритм взаимодействия. Так, успешно создана серия подводных лодок проекта 636 для Черноморского флота, и сейчас строится вторая – для Тихоокеанского. То же самое можно сказать и о надводных кораблях, приведя в пример корветы проекта 20380 (которые строят два наших предприятия – в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке) или инновационные тральщики с корпусом из стеклопластика проекта 12700.
Мы же в ОСК приняли «Комплексную концепцию цифровой трансформации», в соответствии с которой теперь выстраиваем работу всех предприятий корпорации. Цель – выйти на обеспечение всех этапов жизненного цикла кораблей и судов на основе виртуальных систем моделирования и 3D-проектирования.
– Вы привели один из примеров инноваций в кораблестроении – использование композитного материала в изготовлении корпуса тральщика. Хотелось бы в связи с этим продолжить тему влияния научно-технического прогресса на работу оборонной отрасли. Алексей Львович, на какие технологические вызовы, по вашему мнению, предстоит ответить в ближайшие годы российскому ОПК? Каково ваше видение будущего оборонной промышленности в связи с ростом возможностей искусственного интеллекта, роботизацией производства и цифровой трансформацией технологических процессов?
– Привычный многим поколениям корабелов облик судостроения уходит в прошлое. Меняются материалы, технологии, подходы к организации производства. Магистральное направление и главный «агент будущего» – цифровая трансформация. Она, можно сказать, на атомарном уровне меняет природу отрасли – как техническую, так и коммерческую ее составляющие: и в плане условий работы, взаимодействия проектантов и строителей, и в части судовых рынков. Она же закладывает технологическую основу и для контрактов жизненного цикла.
Подсчитано, что внедрение цифровых технологий снижает затраты на создание кораблей и судов как минимум на 10–15 процентов.
На некоторых наших предприятиях цифровая трансформация уже «дала всходы». Например, на «Севмаше» действует система подготовки производства на основе трехмерных моделей. Там был создан первый в России цифровой макет атомной подлодки, включивший весь набор проектных данных, по которому осуществлялась компоновка отсеков. Отработка конструкций корабля в таком режиме позволила ускорить производство, существенно уменьшив непроизводственные трудозатраты на стапеле.
Из других важных новаций отмечу все более широкое применение аддитивных технологий. Что, в свою очередь, формирует совершенно иные подходы к производству многих компонентов техники. В ОСК развитие аддитивных технологий выделено в отдельное направление, работа по которому ведется с 2017 года: от производства прекурсоров и оборудования аддитивного производства до сертификации технологий и изделий.
К примеру, в прошлом году нашей «Звездочке» были переданы две установки по ремонту и выращиванию крупногабаритных изделий судового машиностроения, разработанные Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом. Сейчас уже выращены опытные образцы изделий. Другой пример – получение на «Севмаше» опытного образца турбинного колеса. Удалось снизить его массу на 75 процентов и сократить цикл производства с месяца до недели.
Рассчитываем, что из проекта по аддитивным технологиям постепенно вырастет инжиниринговый центр аддитивных технологий ОСК. Он будет аккумулировать компетенции в области аддитивных технологий по материалам, сертификации технологий, обучению и транслировать их в центры компетенций ОСК по движению, машиностроению и т.д.
– В последние годы немало говорится о проблеме импортозамещения, возникшей в связи с недружественной позицией западных стран в отношении России, особенно после Крымской весны 2014 года. Говоря шире, речь идет об обеспечении технологической независимости нашей страны. На каком этапе решения этого вопроса мы сегодня находимся?
– Российская наука и промышленность способны решить задачу импортозамещения и локализации. Во многих сегментах уже есть значительные успехи, где-то еще нужно поднажать. Но главное, что хочется здесь сказать: нам не обойтись без создания мощных игроков, закрывающих определенные отрасли, способных выстраивать на своем направлении внятную техническую политику. Необходимо найти баланс между квазимонопольным положением такого национального чемпиона и объемом производства, обеспечивающим окупаемость инвестиций.
К примеру, мы видим настоятельную необходимость в формировании рынкообразующего игрока в сегменте судового комплектующего оборудования (СКО).
В наш мейкерс-лист на прошлый год были включены 113 российских поставщиков СКО. Мы поддерживаем компании в открытии ОКР по разработке российских аналогов иностранных образцов и постановке их на производство.
И все же пока зачастую уровень локализации устанавливаем не мы, а наш заказчик, который диктует состав изделия. И если он настаивает на импортном оборудовании, мы не можем ему отказать.
– Хотелось бы услышать ваше мнение и относительно инициативы Минобороны России о создании научных и научно-производственных рот.
– В свое время ОСК активно поддержала эту инициативу.
В этом году Объединенный учебный центр ВМФ в Северодвинске должен принять уже шестой набор призывников – тех, кто будет служить в нашей научно-производственной роте «Севмаша».
Традиционно призывники проходят курс молодого бойца, принимают присягу и приступают одновременно к службе в рядах Вооруженных Сил и к работе на «Севмаше».
Бойцы научно-производственной роты зачастую проявляют себя не только на службе, но и на производстве – при строительстве новейших атомных подводных лодок. По нашей статистике, после демобилизации предыдущих призывов порядка 80 процентов ребят возвращались на предприятие. И это важный маркер того, что программа научно-производственных рот работает.
– Президент России Владимир Путин не раз обращал внимание на необходимость решать проблемы диверсификации в высокотехнологичных отраслях ОПК в меняющихся рыночных условиях. Обладает ли ОСК серьезным заделом в этой области? Насколько оборонка в целом способна стать локомотивом в развитии гражданского сектора промышленности?
– Президентом России поставлены задачи по все более активному использованию таких уникальных транспортных коридоров, как Северный морской путь и Единая глубоководная система европейской части России. Их выполнение во многом связано с тем, насколько судостроительная отрасль готова обеспечить потребности компаний в транспортном и обслуживающем флоте на упомянутых направлениях.
Это значит, что ледоколы и суда ледовых классов, суда дноуглубления, буксиры, спасательную технику, а также грузовые суда – все это надо будет строить, чтобы заместить выбывающий устаревший флот и расширять грузооборот.
Как следствие – вчерашние сугубо «военные» верфи получают и гражданские заказы, а те, кто уже имел опыт коммерческого судостроения, увеличивает загрузку «гражданкой».
Есть свежий успешный опыт перезапуска строительства рыбопромысловых судов, технология создания которых на отечественных верфях была утеряна несколько десятилетий назад.
Заработала государственная программа «квот под киль», увязывающая получение квот на вылов с размещением заказов на отечественных верфях. В результате заказы пришли на верфи ОСК, сейчас строим больше 40 рыболовецких судов разных типов.
– Заключительный вопрос – о сфере не менее важной, о духовной. Конкретнее – о традициях служения Отечеству, которыми славятся не только Вооруженные силы, но и оборонно-промышленный комплекс России. Что делается сегодня в ОСК для сохранения исторической памяти? Для героико-патриотического воспитания нового поколения оборонщиков, которым не довелось пройти через испытания ни Великой Отечественной, ни холодной войны?
– К 75-й годовщине Победы ОСК подготовила проект «Корабелы Великой Победы», рассказывающий о работе и жизни кораблестроителей в грозный период Великой Отечественной войны.
Был создан специальный портал, на котором мы собрали материалы о деятельности предприятий, в дальнейшем вошедших в корпорацию, о трудовом подвиге корабелов, о боевых кораблях, принявших участие в защите страны.
Ведь в условиях острой нехватки мощностей, ресурсов, людей наши предшественники продолжили свою работу, создавая и возвращая в строй корабли, выпуская другую необходимую фронту продукцию. Вместо ушедших на фронт мужчин к станкам нередко вставали женщины и дети. Например, в какой-то момент из 6500 рабочих на «Севмаше» было только 500 человек взрослых.
При участии подразделений по управлению персоналом – как в головной компании, так и на предприятиях – мы продолжаем рассказывать о примерах изобретательности, трудолюбия, самоотверженности корабелов во времена Великой Отечественной войны.
Таких примеров было с избытком.