«Горит просрочка»: почему мобилизованные столкнулись с отказами банков в кредитных каникулах
Свое лицо Алексей не показывает по понятным причинам. Скоро военнослужащий будет на спецоперации. Из запаса Алексея призвали месяц назад. Все подтверждающие это документы он сразу отправил в банк, надеясь на обещанные кредитные каникулы по потребительскому займу. Но вместо того чтобы приостановить выплаты, банк предложил свои условия.
«Они могут только сократить выплату. Чтобы я выплачивал вместо девяти тысяч 4 900 в месяц. "А потом вы позвоните, и мы решим, продлевать или нет"», - поделился военнослужащий.
Алексей не единственный, у кого возникли проблемы. При этом эксперты уверяют, что банк вправе предложить альтернативу.
«В целом есть много частных случаев, которые не отменяют закон, в котором отсрочка по кредитным каникулам для мобилизованных и членов их семей должна предоставляться, но в том числе банк может предлагать альтернативные варианты снижения кредитной нагрузки, поэтому это не нарушение. Вопрос в том, что хочет получить заемщик», - пояснил директор департамента корпоративных финансов инвестиционной компании, эксперт Артем Тузов.
Однако на проблемы с оформлением кредитных каникул жаловались клиенты почти всех российских банков. Финансовые учреждения ссылаются на то, что не успели подготовиться, в том числе технически. Президент объявил о частичной мобилизации 21 сентября. Закон, дающий право на кредитные каникулы, вступил в силу через две недели. Но и у мобилизованного не всегда есть возможность решать проблемы с банками.
Можно связаться с представителем своего банка по телефону. В случае если заемщик не может собрать весь комплект документов, кредитная организация запрашивает подтверждение статуса мобилизованного в Федеральной налоговой службе. Владимир предоставил документы, подтверждающие факт его мобилизации и нахождения в центре боевой подготовки в Нижегородской области. Но звонки с требованием незамедлительно внести платеж не прекращаются.
«Уже на протяжении месяца. Каждый день звонят разные люди. Я им рассказываю одно и то же. Они говорят, что звонки прекратятся, но они продолжаются», - сказал Владимир.
Зачастую обзвоном должников занимаются мало осведомленные люди или даже не сами сотрудники банка, а нанятые подрядные кол-центры, имеющие доступ к базам. Насколько оперативно заемщика переносят в список тех, кому положены кредитные каникулы, - вопрос открытый. Система части российских банков попросту не смогла обработать заявки за такой короткий период. Усложняют сложившуюся ситуацию, нагружая банковскую систему, и мошенники, которые тоже захотели получить выгоду от нового закона.
В сложившейся ситуации банки не могли принимать оперативно самостоятельные решения, ожидая конкретных ответов от регулятора - Центрального банка. В нем уже начали проводить разбирательства по поступающим жалобам.
«Те проблемы, которые были на начальном этапе, они уже решены. Если мобилизованный или родственники считают, что есть необоснованный отказ, они должны обратиться в Банк России», - подчеркнул руководитель экспертной группы Службы по защите прав потребителей Банка России Евгений Прончатов.
Отдельный вопрос остается с неправомерно начисленными пени и процентами, которые продолжают капать заемщикам, чьи документы до сих пор не приняли банки. Ведь кредитные каникулы - это не полное освобождение от займа. Это либо увеличение срока, либо увеличение суммы платежа после возвращения военнослужащих со спецоперации.