Успеть к посевной: как российские саперы освобождают от мин и снарядов поля в Херсонской области
На рабочих картах Вооруженных сил Украины (ВСУ) - позиции украинских националистов под Крымом. Зеленым цветом обозначены минные поля, которые радикалы разместили на сельскохозяйственных угодьях. Особый интерес вызывают черные отметки с датами - это расчищенные от мин проходы для танков. Судя по датам, российская специальная военная операция сорвала атаку на полуостров.
Восемь лет местные жители не могли возделывать землю. Противотанковые заграждения, колючая проволока и огромное количество мин. Сельскохозяйственные поля украинские националисты превратили в минные. Когда пришли российские саперы, то обнаружилось сразу три подготовленных прохода для танков. Радикалы готовились к нападению на Крым, пропускной пункт «Каланчак» находится всего в нескольких километрах.
«У нас есть неопровержимые доказательства того, что ВСУ готовились в конце февраля наступать на территорию России. Это выяснилось, когда у нас появились трофейные карты минных полей, в которых были указаны проходы для своих подразделений. И также, в ходе уже проверки этих минных полей, мы убедились в том, что эти проходы действительно были в этих минных полях», - говорит командир 11-й отдельной гвардейской инженерной бригады Южного военного округа (ЮВО) Дмитрий Марков.
На юге Херсонской области инженерные войска приступили к сплошному разминированию местности. Украинские националисты усеяли поля противотанковыми и противопехотными минами.
Бронированная машина разминирования ведет очистку поля. Контролируемый подрыв, специальный противоминный трал вызывает детонацию. Техника инженерных войск - как ключ к вражеской обороне или, точнее, лом.
Инженерная машина разграждения первой заходит на поле боя, чтобы расчистить проход для танков. Экипаж именно этой машины первым зашел и на территорию Украины.
Тяжелые железобетонные блоки боевая машина, которую в войсках в шутку называют «лопатой», играючи убирает с пути. Это кажется невероятным, но и в первые минуты специальной военной операции, инженерные подразделения ЮВО выполняли здесь те же задачи, только под ураганным огнем противника.
«Поступила команда «вперед» и все, начался обстрел, перед отвалом взорвалась то ли мина, то ли что, не понял. Столб дыма появился, я включил вторую скорость и поехал. Пыль проехал, дальше было уже видно. Поразгребал все заграждения, принял вправо, и пошли танки», - рассказывает механик-водитель боевой машины ИМР-3 Евгений Быховой.
Именно умелые действия экипажа обеспечили стремительное продвижение танковой группы. Маневрируя под непрерывным огнем, инженеры проделывали проходы в заграждениях противника, пропускали танки, и шли дальше, впереди боевых машин. Благодаря их действиям, танковая группа обошла все минные поля радикалов.
«Сильно страшно не было, так как надо все делать быстро. Получилось... Потом пошли дальше, дальше еще там были заторы, но справились, все расчистили... Если бы нас не было, получилось бы, по дороге, где были разграждения, они бы не прошли, а по бокам, по краям, там тоже минные поля», - вспоминает командир боевой машины ИМР-3 Сергей Ковальский.
К разминированию бывших сельхозугодий российские саперы приступили по просьбе администрации Херсонской области. Аграрный регион на пороге посевной компании, однако фермеры просто боятся выходить в поле.
«Вот тут коров пасли, там пшеницу сажали... Я говорил, что это поля. Сказали, все, здесь все заминировали, пока сюда не ходите», - рассказывает местный житель Алексей.
Подчиненные гвардии полковника Маркова уже обнаружили и обезвредили более 12 тысяч взрывоопасных предметов. Ежедневно в ходе проверки автомобильных дорог на обочинах находят десятки фугасов, оставленных радикалами. Но главной задачей сейчас остается расчистка полей от мин.
«Минные поля противника делались не классически, а хаотично, что, в принципе, нам затрудняет их разминирование. От лимана до дороги и до канала все заминировано было. Вот на данном месте более 1200 мин противотанковых мы сняли», - поясняет Марков.
Работы у российских саперов еще очень много. Радикалы, минируя объекты, не всегда отмечали на картах созданные ими опасные поля. Возможно, часть из них использовали как сдерживающий фактор для бегства своих же бойцов. Отсутствие достоверной информации о расположении таких территорий серьезно усложняет работу российским инженерам. Тем не менее, с каждым днем Херсонская область становится все безопаснее.