ФСБ рассекретила материалы об изъятии денег у агентов германской разведки в годы ВОВ
ФСБ России к 77-й годовщине победы показало рассекреченные документы из фонда «Особая папка» Главного управления контрразведки (ГУКР) «Смерш». Ведомство опубликовало докладные записки от начальника управления Народного комиссариата обороны СССР Виктора Абакумова Иосифу Сталину о передаче в Госбанк изъятых у агентов немецкой военной разведки денег.
Рассекреченные документы свидетельствуют о весомом финансовом вкладе органов безопасности в достижении Победы, отметили в ФСБ.
На оккупированных территориях в ходе Великой Отечественной войны вермахт захватил крупные суммы советских денег, которые впоследствии оказались в распоряжении германского военного командования. Орган военной разведки и контрразведки Германии «Абвер» с лета 1941 по весну 1942 года забрасывал в советский тыл агентуру на непродолжительный срок - от одной-двух недель до месяца. При этом агентам выдавались весьма скромные денежные средства - от двух до пяти тысяч рублей советскими дензнаками.
После осложнения ситуации на фронте и крахом надежд на «блицкриг» агентура стала готовиться тщательнее, перед ней стояли задачи оперативно-тактического, а порой и стратегического характера. Агентура забрасывалась на более длительный срок, а на выполнение задач им выдавались значительные средства в рублях, иногда и в долларах и фунтах стерлингов.
Впервые крупные суммы советскими денежными знаками, которые противник выдавал своим агентам, были получены во время легендарной радиоигры «Монастырь-Березино» в конце 1942-го года. Заместитель начальника 2-го отдела 4-го Управления НКВД СССР капитан государственной безопасности (ГБ) Исидор Маклярский направил начальнику 4-го Управления НКВД СССР ст. майору ГБ Павлу Судоплатову рапорт со своими предложениями о расходовании денежных средств, полученных от «Абвера». Он сообщал, что в результате проведенной комбинации у четырех арестованных немецких шпионов изъято 57 005 рублей 50 копеек.
«Прошу Вашего разрешения о выдаче вознаграждения из отобранных денег, работавшим по этому делу агентам... Через агента „Гейне“ вручить писателю Садовскому 1000 (одну тысячу) рублей (разновременно). Для будущих расходов по делу „Монастырь“ оставить фонд в 20 000 рублей. Остальные деньги в сумме 28 005 руб. 50 коп. сдать в Госфонд», - докладывал Маклярский.
Предложение его принято не было. Захваченные деньги по решению заместителя наркома внутренних дел СССР комиссара ГБ 3-го ранга Богдана Кобулова после проверки их подлинности переданы в Госбанк Союза ССР. Так же дело обстояло и со всеми другими ценностями, получаемыми от агентуры противника.
В апреле 1943 года руководство по проведению радиоигр с противником было передано ГУКР «Смерш». Первый документ о передаче изъятых средств, который удалось найти в Центральном архиве ФСБ России, был составлен 28 августа 1943 года. На следующий день Абакумов направил докладную записку председателю Госкомитета Обороны Союза ССР Сталину.
Судя по тексту записки, Сталин уже из предыдущих докладов Абакумова знал, что во время арестов агентов «Абвера» изымаются значительные денежные средства. В этой связи Абакумов и начинал записку словами: «В соответствии с Вашим указанием...».
В начале сентября 1944 года начальник «Смерша» доложил о задержании под Москвой агента германской военной разведки «Мухина».Как докладывал Абакумов, в результате радиоигры удалось также вызвать и арестовать трех агентов-связников германской разведки.
«У арестованных агентов-связников и в посылке, полученной в марте с. г. с самолета, изъято 952 000 рублей советских денег, предназначенных для организации шпионской работы», - говорится в докладе.
Значительные суммы денег были изъяты у арестованной агентуры противника во время радиоигры «Десант». С германского самолета 12 декабря 1944 года в советский тыл были выброшены на парашютах 12 агентов-диверсантов и 7 тюков груза. Все диверсанты были задержаны. Для выполнения задания группу снабдили фиктивными документами военного образца, двумя миллионами советских денег, одним ручным пулеметом, 12-ю автоматами, четырьмя пистолетами, восьмью револьверами системы «Наган», 20-ю гранатами, патронами, около 40 кг взрывчатки, походной типографией, ротатором и большим количеством антисоветской литературы.
Ранее Управление ФСБ РФ по Омской области рассекретило документы с информацией о последних днях Гитлера и Геббельса и атмосфере, царившей в Берлине в мае-июне 1945 года. Особый интерес представляют материалы допроса советника министра пропаганды Вольфа Хейрихсдорфа, который был захвачен бойцами «Смерш» в ходе штурма - он рассказал о подготовке капитуляции и самоубийстве фюрера.