Вмерзая в лед ради науки: платформа «Северный полюс» готова к выходу в Арктику
Ледостойкая платформа «Северный полюс» дает приветственный гудок на удачу в первом рейсе. Она предназначена для проведения комплексных исследований в Северном Ледовитом океане.
На борту судна - 16 лабораторий для 30 научных сотрудников и 14 человек экипажа. Столько может принять платформа, обеспечив комфортное проживание. У каждого - своя каюта, что немаловажно для полугодовой экспедиции. Максимальный срок пребывания в Арктике - автономно, это позволит запас топлива, 740 суток, два года. Платформа может самостоятельно дрейфовать и без затруднений передвигаться во льдах со скоростью до 10,5 узла.
Из Кольского залива платформа возьмет курс в Баренцево море и дальше в Ледовитый океан. Конкретно к северу Новосибирских островов, где судно вморозится в лед и будет дрейфовать в сторону Шпицбергена. Возможно, даже пересечет Северный полюс. В Арктике ученые возобновят работу дрейфующих станций, которые остановили девять лет назад из-за глобального потепления. С тех пор данных о природной среде из Арктики не поступало.
Платформа отправится в путь под управлением капитана Сергея Дячкина - в профессии он уже почти полвека. Судно строили на «Адмиралтейских верфях». В Финском заливе оно прошло ходовые испытания. Затем - путь в Мурманск через пятибалльные штормы и под наблюдением кораблей и авиации стран НАТО.
К ледостойкой платформе сегодня приковано внимание, пожалуй, всего мира. В будущем не исключены международные экспедиции. Но первый арктический рейс будет исключительно российским. Комплекс исследований более чем широкий: изучение климата, условий таяния льда, картографирование морского дна. Геология, биология, гидрохимия, геофизика - Арктику изучат всю, от забора донных отложений до верхней атмосферы. Ожидается, что в Арктике ученые пробудут порядка года. Чтобы вернуться с новыми открытиями.
С выходом в океан платформа «Северный полюс» станет ведущей мировой научной площадкой для проведения исследований в Арктике. Причем на ближайшие десятилетия. Срок службы судна - 25 лет. С дальнейшим увеличением до 40 лет.