Тени великих: «Ленком» показал спектакль «Репетиция оркестра»
Действие началось еще до первого звонка. По обыкновению, не на сцене - в фойе. По сюжету - журналист берет интервью у музыкантов симфонического оркестра. Каждый с восхищением рассказывает о себе и своем инструменте. Точно так же перед началом спектакля актеры рассказали нам о своих ролях. И о том, каким им видится замысел этой постановки.
Она вдохновлена фильмом Федерико Феллини «Репетиция оркестра». Но театральная версия, по словам режиссера, далека от оригинала. В роли журналиста, снимающего документальный фильм о музыкантах, - народный артист Иван Агапов. О замысле постановки не размышляет, оставляет эту задачу для зрителя.
«Мне кажется, там столько всяких мыслей заложено, и каждый считает что-то свое. Все мы, как эти несчастные оркестранты, каждый в своем индивидуален. И, с другой стороны, все мы живем в одном обществе, делаем одно дело и играем одну мелодию. Как это, с одной стороны, просто, а с другой стороны, сложно», - говорит актер.
Уставший и злой дирижер, музыкант, прячущий за иронией тревогу остаться незамеченным. Актер, убежденный, что театр держится только на нем. Их мелкие конфликты, смешные и горькие одновременно, складываются в общую историю о том, насколько хрупкой бывает гармония.
На сцене задействованы больше сотни артистов - вся труппа театра. В центре внимания - столкновение человеческих характеров. Все как и в жизни - каждый мечтает о своем, но каждая мечта так или иначе объединяется с чем-то общим.
«Понятно, что не все сразу, не все сразу строится. Понятно, что сколько людей - столько мнений, сколько людей - столько правды. И правда будет у каждого своя, но как было бы здорово, если бы мы все вместе взяли одну ноту, один аккорд. И совпали в один большой такой резонанс», - рассказывает художественный руководитель театра Владимир Панков.
Каждый персонаж - со своей болью, амбициями, страхами. И непременно - с желанием быть услышанным. В какой-то момент привычная дисциплина рушится, в коллективе вспыхивают споры, репетиция перерастает в хаос… Но именно из хаоса рождается новое единство. В роли дирижера - Дмитрий Певцов. В этом образе видят и чрезмерное лидерство, и столкновение эпох.
«Вы знаете, ну мы все-таки ноты, а композитор у нас - режиссер. И с позиции ноты - тем более, я сам со себя стороны не вижу - не могу сказать, что я там играю на самом деле. Я что-то понимаю про эту роль и выполняю режиссерский замысел», - отмечает народный артист.
По словам режиссера, он вдохновился не только кинофильмом, но и творческой биографией Марка Захарова, художественного руководителя, который возглавлял театр с 1973 года. Как вспоминают артисты старой школы, он был требовательным, строгим, но справедливым. И кажется, будто дирижер в чем-то на него похож.
«С моим отцом, гениальным режиссером, с его фильмами, наверное, есть что-то... Но это не биография, нет», - уверена народная артистка РФ Александра Захарова.
«Репетиция оркестра» - это взгляд «Ленкома» на самого себя: на свое прошлое, настоящее и будущее. Спектакль звучит как напоминание: театр - это общий аккорд, который складывается из сотни голосов. И каждый из них - важен.